По городам и странам за 80 лет

5. КОТЛАС, СЫКТЫВКАР, ИНТА, ВОРКУТА

Эти города посещались мною в период учебных практик сначала в качестве студента, затем – преподавателя. Самый традиционный путь на Воркуту проложен по железной дороге. Это про нее слова знаменитой тюремной песни: «Кондуктор не спешит, кондуктор понимает, что с девушкою я прощаюсь навсегда». Она была сочинена еще до эпохи самолетного сообщения, когда коми-пермятские лагеря составляли значительную часть ГУЛАГа. В городе Котлас встречаются две железнодорожные ветки: от Москвы и от Санкт-Петербурга. А далее идет железная дорога до Воркуты, построенная на костях заключенных. Столицей Республики Коми является город с трудно выговариваемым названием – Сыктывкар. Этот округ знаменит нефтяным месторождением в г. Ухта, где нефть такая густая, что добывается подземным способом, и угольными месторождениями в Инте и Воркуте.

Г. Котлас расположен на берегу крупной реки Северная Двина, при впадении в нее реки Вычегды, на которой в свою очередь стоит знаменитый город Сольвычегодск. Котлас вырос из финно-угорского поселения Пырас, известного с XIV века и на языках местных племен (шорцы, кеты, самодийцы, коми и др.) переводится как «кедровая» или «желтая река». В XVI – XVII веках шведские и голландские купцы на своих географических картах называли Северную Двину с г. Котласом единственной водной артерией для иностранцев в Московию. После постройки в конце XIX века железной дороги Пермь – Вятка – Котлас длиной 812 верст последний стал крупным перевалочным центром. Еще большее значение Котлас приобрел в результате запуска после войны Северо-Печорской железной дороги до Воркуты. Построенный в 2001 году мост через Северную Двину связал Котлас автодорогами с Архангельском, Вологдой и центром России.

Вагоны из Ленинграда до Воркуты в Котласе прицеплялись к составу Москва – Воркута, поэтому в распоряжении путника оставалось более 6 часов до \московского поезда. Этого хватало не только, чтобы пройтись по улицам города, но и побывать на огромном пляже и искупаться в холодной Северной Двине. В те времена, т.е. еще до массового строительства «хрущевок», Котлас был преимущественно провинциальным деревянным городом. Вся жизнь города концентрировалась у железнодорожного узла и речного порта, где стояли многочисленные суда и работало множество кранов.

В город Сыктывкар можно было добраться на самолете, а далее до Инты уже приходилось ехать на поезде. Город на берегу реки Сысоли вырос из погоста Уст-Сысола. В 1780 году Екатерина Великая присвоила погосту статус города с названием Усть-Сысольск. В 1930 году в 150-летний юбилей городу было присвоено имя Сыктывкар от комяцких слов «Сыктыв» - Сысола и «кар» - город, т.е. «город на Сысоле».

Столица Коми – типичный административный центр с типичными провинциальными чертами. Например, все, что стоит на улице – фонтаны, скамейки, урны, киоски и т.д. – аляписто раскрашено разноцветными красками. Крупные вывески с сюсюкающими названиями кафе, магазинов, парикмахерских и проч. – бесконечные «Звездочки», «Солнышки», «Ромашки» и т.д. Здесь, как в столице Республики, находятся органы власти: Государственный Совет, Администрация Главы, Правительство, Прокуратура, УФСБ, Конституционный суд и т.д. Имеется свой Университет и около 30 учебно-научных центров.

Город Инта относится к территориям Крайнего Севера с длинной суровой зимой и влажным коротким летом. Среднегодовая температура воздуха — минус 3,9 °C. Он основан в 1932 году на месте открытых в начале прошлого века больших залежей энергетических углей. Разработку ведет комбинат «Интауголь». Распад СССР привёл к резкому сокращению добычи угля, экономика Инты пришла в упадок, осталось лишь одна из шести шахт — «Интинская». Это привело к сокращению рабочих мест и массовому оттоку жителей из города. Город состоит из двух частей: Старого города из деревянных построек, сильно напоминающих барачную архитектуру, и Нового – современные каменные дома типичной советской архитектуры.

Воркута – город-легенда, одна из столиц ГУЛАГа. История Воркуты начинается с момента открытия в 1930 году Воркутинского месторождения каменного угля. В отличие от интинских энергетических углей на Воркутинском, кроме энергетических, залегают и металлургические коксующиеся угли. Они стали основным сырьем для позднее построенного Череповецкого металлургического комбината. В 1937 году на левом берегу реки Воркута началось строительство шахты № 1 «Капитальная».

В конце 1930-х — начале 1950-х годов в Воркуте был расположен один из крупнейших лагерей ГУЛАГа— Воркутлаг. На пике его численности, в начале 1951 года, его узниками были 73 тыс. человек. В 1953 году произошло Воркутинское восстание узников - одно из крупнейших в СССР. После смерти Сталина город оставался местом ссылки до 1980-х годов. Но еще дольше сохранялся в Воркуте дух лагерной столицы. И не только потому, что осталось множество построек барачного типа, где жили не заключенные, а простые шахтеры. Но и потому, что многие тысячи людей после расформирования лагерей оставались на поселении без права жить в центральных районах страны.

Воркута - достаточно большой город. В лучшие годы численность населения доходила до 100 тыс. человек. Все шахты расположены на кольцевой трассе большого воркутинского тракта. После развала СССР и резкого снижения спроса на уголь ряд шахт закрыли, множество жителей покинули город.

Первая моя поездка в этот славный город состоялась в 1960 году на производственную практику. Мы жили в пос. Советский, что восточнее Воркуты, и работали на строительстве жилого дома. На выходные ездили в Воркуту на поезде. Там было много знакомых и друзей наших друзей, и мы весело проводили время. В поселке же было достаточно скучно. Правда, я познакомился с двумя интересными людьми. Оба жили на вечном поселении после лагерей. Один из них высокий старик с окладистой белой бородой в прошлом был военно-морским атташе СССР и Великобритании. Второй, маленький, вечно пьяненький старичок – бывший первый секретарь ЛКСМ Грузии. Они много рассказывали про лагерную жизнь и про жизнь до лагеря.

Сама работа нам очень не нравилась, поскольку велась спустя рукава: то не было раствора, то кирпича, то что-то ломалось. Мы поняли, что заработать нам не удастся, и придумали ход, чтобы законно отлынивать от работы. Узнав об увлечении начальника строительства футболом, мы убедили его, что могли бы ему помочь создать местную команду, способную играть в первенстве Воркуты. Эта идея его заразила. Он бросил все дела и срочно стал строить стадион. Он закупил нам форму, мячи, бутсы, и мы начали тренировки с привлечением нескольких местных парней. Через две недели стадион был готов. Команду поселка «Советский» включили в сетку соревнований.

И вот наступил торжественный день открытия стадиона. Он должен был завершиться встречей нашей команды с сильной командой местных летчиков. Открытие началось торжественно, как положено, с речей и угощений. Начальник подарил игрокам своей команды бочонок пива. Он сделал только одну ошибку: вручил нам бочонок до матча, а не после. Естественно, мы славно приложились к подарку, и вышли на поле в весьма веселом настроении. Наши противники, почему-то отнеслись к игре совсем по-другому. Мы старались бегать, как могли, но быстро выдыхались. Наш вратарь, из местных, приложился к пиву на халяву даже больше нас и не всегда понимал, с какой стороны поле. К концу игры поле, построенное на болоте, стало превращаться в это болото. Одним словом мы проиграли со счетом 18:0. Мы очень расстроились, но наш начальник нас не ругал, а наоборот стал утешать, говоря, что первый блин всегда комом, но у нас большое будущее. Следующие встречи тоже оказались блинами, но прогресс все-таки наблюдался - с каждой встречей мы проигрывали все с меньшим счетом. Может быть, мы и добились бы первой победы, но закончилась практика. Начальник в знак благодарности хорошо закрыл наши наряды и мы получили вполне приличные деньги.

В последствии, уже в качестве преподавателя я не раз бывал в Воркуте. Там был филиал нашего института, и материнский институт оказывал помощь местным преподавателям.