Плохие дороги: кто виноват?

Для современного россиянина ругать чиновников — как правило хорошего тона. Но я не совру, если скажу, что это лишь верхушка айсберга (здесь метко: верхушка — в прямом и переносном).

Фото из пользовательского контента Pikabu
Фото из пользовательского контента Pikabu

В конце концов, не человек в деловом костюме нарушает технологию укладки асфальтобетона. Или, что ещё хуже, не он предлагает рабочему выйти в зиму с горячей, а не холодной смесью. «Всем правят деньги», — это так только на первый взгляд. Убивает не оружие, а человек. Здесь так же.

Если отвлечься от темы бесконечной ругани и поиска козлов отпущения, рассмотрим процесс «рождения» дороги «под ключ».

Господа проектировщики тоже плохо учились в школе. Некоторые — в университете. Как и изыскатели, которые периодически норовят передать проектировщикам корявые данные. Другие и вовсе мечтали стать психологами, астрономами, генералами. Таких примеров масса: люди, которые были влюблены в обучение, стали научными деятелями. А что делали в это время карьеристы? Правильно, искали место потеплее. А мы знаем, что асфальтобетон при укладке горячий.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Но, допустим, образование у проектировщика все-таки профильное, а он даже был хорош в обучении. Теперь главный вопрос: когда это было? Лет... 30 назад? Увы, человечество шагнуло вперёд, а многие коллеги до сих пор этого не поняли. Хуже того, они руководят и преподают в университетах для наших будущих детей. Я не говорю, что опытные люди несут зло, я призываю не забывать о гибкости ума и развитии!

Шагаем дальше (жаль, что пока не по дороге). Мы запроектировали. Быть может даже инновационно или действительно круто. Но в экспертизе нам сказали, что так нельзя: это совсем не соответствует ГОСТ 83ого года. Как и применение современных зарубежных материалов и техники — держим путь на Родину. Часть решений мы, конечно, порезали. Да, чтобы не спорить. Инициативных инженеров у нас мало, пробивных — ещё меньше.
Строители искренне пытались разобраться. Особенно сложно, когда ты недавно переехал в страну. Покрутив листы с разноцветными штриховками, несложно прийти к выводу, что построить дорогу — это просто. Записывайте рецепт:

  • Берем асфальт;
  • Берём лопату;
  • С помощью лопаты перемещаем асфальт на землю;
  • Прихлопываем-притопываем.

Не смейтесь, именно так выглядит процесс строительства дорог в глазах большинства россиян. Схема упрощённая, оттого и понятная.

Можно винить определенное звено цепочки, можно — всех целиком. Но дороги плохие не из-за чиновников, строителей или прорабов. Во всем виновата тупость.