Пустая шкатулка и нулевая Мария. Мнение о ранобэ

Обложка первого тома ранобэ
Обложка первого тома ранобэ

Краткая информация:

  • Автор: Эйдзи Микагэ
  • Иллюстрации: Tetsuo
  • Годы выпуска: 2009-2015
  • Жанры: Детектив, Триллер, Экшен, Драма, Школа, Психология
  • Томов: 7

На днях мною было закончено чтение сего творения Эйдзи Микагэ. Под впечатлением от этого захотелось поделиться мнением. Позволю себе небольшое вступление..

Жанр ранобэ не так уж распространён в России как аниме и манга (за исключением парочки лицензированных и тех что были экранизированы), посему я не слышал об этом произведении от знакомых, да и в интернете нигде особо не натыкался. Привлёк меня тот факт, что на "русскоязычной энциклопедии аниме, манги и ранобэ" (Шикимори) это ранобэ имело рейтинг 8.93, что являлось самой высокой оценкой из всех ранобэ в базе данных. Люди, давно сидящие на игле ранобэ упрекнут меня, мол "Как ты мог не слышать о нём раньше? Ты что совсем от жизни отстал? Оно в 2015 году закончилось. Баян". На это могу ответить только тем, что до этого я читал лишь те ранобэ, что были экранизированы (Sword Art Online, OreGairu, Spice and Wolf) и книги без экранизации как-то не попадали в моё поле зрения. Прошу прощения, если мои интернеты отличаются от интернетов читателя.

Теперь обо всём по порядку

Сюжет

Стандартный обычный японский школьник живёт стандартной японско-школьнической жизнью как вдруг случается чертовщина/появляется суперсила/он становится избранным/в класс переводится новый ученик (нужное подчеркнуть) и школьная жизнь катиться под откос. Казалось бы, видели, знаем, но тут автор с самого начала отходит от шаблона обычного повествования, что и затягивает с первых же страниц. Кадзуки Хосино (дальше по тексту ГГ) проживает День Сурка, при этом не зная об этом. Единственным человеком, который замечает многочисленные повторы 2 марта, является новая ученица класса ГГ, представившаяся как Ая Отонаси (дальше по тексту Мария). ГГ не был бы главным героем, если бы не тот факт, что Мария из всей серой массы класса выделяет его и относится к нему как к виновнику того, что творится с этим миром.

Мария объясняет, что в происходящем виновата шкатулка - магическая вундервафля, способная исполнить одно желание владельца. ГГ вспоминает свой сон, в котором Нечто предложило ему шкатулку со словами:

- У тебя есть желание?

То самое Нечто
То самое Нечто

Такова завязка первого тома. Сложно что-то писать о нём дальше, ибо спойлеры, а сюжет здесь имеет свойство переворачивается с ног на голову несколько раз по ходу повествования, что для меня является ключевой фишкой сабжа. По ходу повествования интерес растёт всё больше и больше именно благодаря твистам. Итак, всё произведение разделено на 5 арок, в каждой из которых нас ждёт новая шкатулка с экзотическим названием, которая исполняет чьё-нибудь желание весьма изощрённым способом:

  • Комната отмены (1 том)
  • Неделя в трясине (2 том)
  • Игра бездельников (3 и 4 тома)
  • Тень греха и возмездия, Кинотеатр гибели желаний (5 и 6 тома)
  • "Последнее название - спойлер" (7 том)

Одним из плюсов построения сюжета могу сразу назвать то, как шкатулки работают. Исполняя желание они так же исполняют и сомнения человека, который желание загадал. В итоге мы имеем то, что до конца не понятно что за желание вообще исполняется шкатулкой и кто её владелец. Так что да, "детектив" в списке жанров оправдан и следить за сюжетом в ключе детектива действительно интересно.

Персонажи

Основные герои - только их имена упоминаются в первом томе
Основные герои - только их имена упоминаются в первом томе

Именно эта тема мне кажется самой интересной здесь, принимая во внимание тот факт, что второстепенные герои на протяжении всего сюжета прописаны лучше, чем главные (читай "ГГ и Мария"). По началу это не так заметно, но чем дальше читаешь, тем больше понимаешь, что автор уделил ОЧЕНЬ много времени проработке героев второго плана, вместо того, чтобы дать хоть какой-то характер ГГ. Единственное предложение, которое описывает характер ГГ на протяжении 70% текста это "Я хочу защитить свою повседневную жизнь". Это фраза, которую он повторяет из тома в том, которая характеризует его как.. да никак. Чувак хочет спокойной жизни без шкатулок - мотивация уровень: Макс Пейн.

Да, характер ГГ меняется по ходу сюжета, но там вообще американские горки с одним подъёмом и одним спуском. Как пример персонажа, с мотивацией о "мирной повседневной жизни" мне в голову приходит главный герой этти-гаремника Sora no Otoshimono.

Томоки Сакурай - человек, защищающий свой гарем
Томоки Сакурай - человек, защищающий свой гарем

Парень весь сериал твердит о том, что хочет спокойной мирной жизни, но имеет хоть какие-то черты, отличающие его от героев подобных гаремников, что уже ставит его на уровень выше местного Кадзуки.

Насчёт Марии очень сложно говорить без спойлеров, так что расписывать много не буду. Скажу лишь то, что глядя на всю выразительность и особенность её, как главной героини, читатель по дефолту должен испытывать к ней симпатию. Может я такой, может не вчитался в её характер, может третий фактор, но мне не нравится Мария как героиня. В сюжете есть ещё несколько тян, чьи профили мне более симпатичны, но они опять же второстепенны.

Тоже самое можно сказать и про мужских персонажей. Каждый из них намного интереснее и многограннее ГГ (кроме Рю Миядзаки разве что). Да, моё мнение вряд ли является истинной в последней инстанции, но по моему скромному мнению, что Дайя, что Харуки, да даже Камиути лучше прописаны чем ГГ. И если в первых томах это в глаза не бросается, то ближе к концу начинаешь видеть эту пропасть. Хотя нет, не совсем так. В первых томах второстепенным героям просто время не уделяли.

Примечание: в одном из послесловий сам Эйдзи Микагэ пишет, что изначально главным героем должен был стать Дайя Оминэ, а затем уже появился Кадзуки Хосино. Это многое объяснило. Кадзуки вписался в уже готовый проработанный мир как просто левый персонаж-наблюдатель. И это видно по взаимоотношениям между людьми в тексте.

Читабельность

Думаю, пора сделать оговорку, что я не совсем читал ранобэ, а слушал в формате аудиокниги, за что отдельная благодарность господину Адреналину28

Касаемо вопросов лёгкости чтения ранобэ довольно отличается от привычных книг, так что оценивать это весьма проблематично. Практически никогда не уделяется времени описаниям персонажей и экспозиции, ибо есть иллюстрации. Можно по разному смотреть на это, с одной стороны ты сам представляешь себе картину такой, какой её видишь ты из кратких описаний ("белая комната", "высокий рост") и это плюс, а с другой стороны это может пойти в разрез с авторским виденьем и, как следствие, некорректному пониманию дальнейшего текста. Но это всё вкусовщина фломастеров.

В тексте сабжа очень много моментов, которые хочется читать без остановки. Чаще всего это моменты какого-нибудь сюжетного твиста или напряжённая сцена, в которой должно что-то произойти и ты это знаешь. Такие события прочитываешь на одном дыхании и читаешь дальше, чтобы узнать к чему это всё приведёт. Казалось бы, ничего необычного, так и должны быть устроены книги, но "Пустая шкатулка и нулевая Мария" богата на такие твисты по несколько раз за том. В противовес безостановочному действию у нас стоит страдания и переживания ГГ, прописанные ну так. Возможно, это просто моё мнение о ГГ, поэтому мне его не жалко, но его нытьё начинает раздражать уже в третьем томе. Опять же вкусовщина, кому-то читать душевные терзания нравится, готовьтесь что добрая 30% текста будет об этом.

Философский подтекст

Вот на что, а на философию ранобэ действительно богато. Помимо очевидной проблемы исполнения желания, то бишь жадности человека, каждая шкатулка также поднимают какую-нибудь проблему бытия. Тут всё довольно обширно, и опять же, без спойлеров не обойтись, так что на это может уйти отдельная статья. Думаю тут хватит моего скромного мнения, что проблем там затрагивается и разрешается много. По названиям шкатулок частично можно составить мнение о каждой проблеме, но всё вертится вокруг алчности в любом случае. (Хотя последний том в этом плане отходит от концепта, но спойлеры)

Мария прощается с читателем на обложке последнего тома
Мария прощается с читателем на обложке последнего тома

Итог

Думаю нет смысла расписывать какой-то краткий вывод о том, что расписано выше. Не смотря на вещи, которые я позволил себе критиковать, ранобэ действительно интересное. Сюжет сглаживает минусы, которые волнуют меня, но не упомянуть их я не мог. Любителям детективов и триллеров должно понравится. На романтику можно не рассчитывать, а вот майндгейма тут навалом.

Думаю, каждый, кто прочитал мнение до конца сам решит, нужно оно ему или нет. Я просто хотел выразиться и рассказать об этом произведении. Всем добра