Теоретические аспекты и причинная обусловленность эмоционального выгорания.

Вопрос, касающийся синдрома эмоционального выгорания, волновал учёных с давних пор. Данному вопросу уделяется большое значение и в настоящее время, так как синдром эмоционального выгорания оказывает большое значение, как на профессиональную, так и на личную жизнь каждого.

Термин «эмоциональное выгорание» впервые использовал в 1974 г. известный американский психиатр Х.Дж.Фрейденберг, который применил его для того, чтобы объяснить особенности психологического состояния людей, которые находились в постоянном эмоциональном напряжении и были вынуждены по роду деятельности много общаться с людьми [3].

В 1981 году американские психологи К.Маслач и С.Е.Джексон, выпустили работу, в которой говорилось о том, что эмоциональное выгорание в большей степени присуще только тем людям, профессиональная деятельность которых тесно связана с постоянным общением с другими людьми.

Что касается отечественной психологии, то российский учёный В.В.Бойко выделил три фазы, которые сменяют друг друга в синдроме эмоционального выгорания. Рассмотрим эти фазы более подробно [4]:

1 – напряжение – к данной фазе относятся такие чувства, как недовольство собой, чувство безысходности, тревожные и депрессивные состояния, болезненное переживание различных неблагоприятных факторов и т.д.;

2 – резистенция – эта фаза содержит в себе эмоциональную бедность или неадекватность эмоциональных реакций, также сюда входят замешательство, уменьшение значения профессиональных обязанностей и т.д.;

3 – истощение – в данной фазе находится дефицит эмоциональных реакций, психовегетативные и психосоматические нарушения, отстранённость от ситуации и окружающей действительности и т.д.

Синдром эмоционального выгорания объясняется истощением как эмоционального, психического, а также и физического характера [2]. Данный синдром развивается в том случае, если человек постоянно испытывает стрессовые ситуации в той профессиональной или учебной деятельности, которую осуществляет.

Все перечисленные характеристики эмоционального выгорания можно связать с эмоциональным состоянием курсантов военного вуза, которое они испытывают в процессе обучения. При обучении в военном вузе курсанты испытывают ряд трудностей, которые касаются как психологической сферы, так и физической [7]. Меняется окружение молодых людей, особенности быта, психологические и физические нагрузки, также меняется климат и условия проживания. Все эти многочисленные изменения способны повлиять на психологическое состояние курсантов и привести к развитию синдрома эмоционального выгорания. Чтобы в полной мере проанализировать причины эмоционального выгорания у курсантов военного вуза, следует рассмотреть общее понятие синдрома эмоционального выгорания, его причины и свойства.

Изначально на проблему синдрома эмоционального выгорания обратили внимание такие американские учёные, как К.Кондо, Е.Махер и Х.Дж.Фрейденберг [6]. Проводимые ими исследования привели к определённым выводам относительно людей, которые по роду своей деятельности постоянно должны общаться с людьми. Работая в той сфере, где постоянно присутствует необходимость общения с окружающими людьми, человек со временем начинает испытывать дискомфорт и эмоциональную истощённость. Это происходило даже в том случае, если работодатель проводил определённую подготовку человека к профессиональной деятельности, требующей постоянного общения и взаимодействия с людьми. Со временем человек терял интерес к работе, становился равнодушным, проявлял грубость и несдержанность в общении с людьми. Всё вышеперечисленное учёные отвели к проявлению профессионального стресса, который отнесли к феномену «эмоционального выгорания».

К.Маслач выделяет симптомы эмоционального выгорания, которые разделяет на три группы:

- физические симптомы: бессонница, проблемы с весом, расстройства желудка, повышенная восприимчивость к изменениям внешней среды, головные боли, чувство истощения, опустошённости и т.д.;

- психологические и поведенческие симптомы: выполняемая деятельность становится более тяжёлой для качественного выполнения, нарастает чувство безнадёжности, фрустрации, беспомощности, также повышается раздражительность, подозрительность и т.д.

Cтоит рассмотреть эти факторы более подробно [8]:

1.Личностный фактор. К данным факторам, влияющим на развитие эмоционального выгорания, относят следующее: проявление эмоциональной холодности по отношению к окружающим, повышенная склонность к переживаниям в профессиональной деятельности отрицательных и негативных обстоятельств, отсутствие мотивации в выполняемом виде деятельности, повышенный контроль со стороны вышестоящих людей и т.д.

2. Организационный фактор. К данному фактору можно отнести напряжённую психоэмоциональную деятельность, которая включает в себя повышенное общение с окружающими, необходимость проявления эмоций при общении с людьми. Также к данному фактору относится плохая психологическая атмосфера в коллективе и наличие конфликтных ситуаций.

3. Ролевой фактор. Этот фактор характеризуется высоким уровнем конкурентности между коллегами, плохой договорённостью в выполнении ими совместной работы.

К вышеперечисленным факторам можно отнести ещё один фактор, который заключается в особенности контингента тех людей, с которыми человеку необходимо общаться при выполнении определённой деятельности [1]. Не со всеми людьми человек способен найти общий язык, есть такие категории людей, с которыми отдельному человеку общаться очень трудно. Именно в ситуации такого общения повышается риск развития у человека синдрома эмоционального выгорания.

Далее необходимо рассмотреть стадии эмоционального выгорания для того, чтобы иметь более полное представление о данном феномене. Будут рассмотрены стадии эмоционального выгорания с точки зрения следующих учёных: Б.Перлман, Е.А.Хартман, Дж.Гринберг и М.Буриш.

Дж.Гринберг рассматривает синдром эмоционального выгорания как процесс, состоящий из пяти стадий.

1.Человека полностью устраивает выполняемая им деятельность, он доволен работой и теми задачами, которые стоят перед ним.

2.Появление у человека апатии, проблем со сном и усталости.

3.Наступает именно тогда, когда человек напряжённо работает долгое время без отдыха. В таком случае проявляются такие явления, как подверженность организма заболеваниям и хроническая усталость.

4.Проявляется определённым кризисным состоянием. Повышается неудовлетворённость жизнью и статусом. Человек чувствует себя ненужным.

5.Включает в себя острую форму физических и психологических проблем. Эти сложности могут стать причиной развития тяжёлых заболеваний, которые могут быть угрозой для жизни человека.

Таким образом, были рассмотрены стадии эмоционального выгорания с точки зрения нескольких авторов. Также были рассмотрены основные факторы, которые могут привести к проявлению синдрома эмоционального выгорания личности. В статье уделилось внимание и симптомам, анализируя которые можно предугадать проявление у личности синдрома эмоционального выгорания. Данный синдром формируется у человека в том случае, если он испытывает постоянный стресс и усталость при выполнении определённого вида деятельности. Также он проявляется тогда, когда человек недоволен своей деятельностью, когда взаимоотношения с коллегами складываются отрицательно. Все эти переживания накапливаются, и наступает момент, когда человек уже не в состоянии бороться с ними. Это и приводит к наступлению синдрома эмоционального выгорания. Из всего перечисленного можно сделать вывод о том, что синдрому эмоционального выгорания могут быть подвержены курсанты военных вузов, так как они испытывают ряд трудностей, которые связаны с выполнением учебной деятельности.

Список используемых источников:

1. Гнездилов В.А. Работа командира подразделения по сплочению воинского коллектива с применением современных технологий. Глобальный научный потенциал.2014. № 6 (39). С.7-11.

2.Гребенюк С.В. Факторы, определяющие комплексность воспитательного влияния на военнослужащих внутренних войск МВД России. Ученные записки университета имени П.Ф. Лесгафта – 2015. - №1 (119) – С.191-195.

3.Гуревич П.С. Психология: учебник. Юнити-Дана. 2013 г. – с.118

4. Есаян М.Л. Психологическая профилактика дезадаптивных форм поведения у курсантов высших военных заведений. Автореф. дис. . канд. психол. наук. Ставрополь, 2009.- с.11

5. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учеб. пособие / Н.С. Ефимова.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. - с.81

6. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс.- СПб.: Питер, 2010.- с.313

7. Маклаков А.Г. Психология и педагогика. Военная психология. - СПб.: Питер, 2010. - с.217

8. Рогов Е.И. Классическая социальная психология: учебное пособие. ВЛАДОС, 2011 г. - с.201