Как казаки Украины стали турками - османами и может ли взаимная любовь вспыхнут вновь?

Совершенно очевидный и никем не оспариваемый факт, состоит в том, что само слово "турок - осман", не означает этнической принадлежности, а скорее говорит об гражданстве. Так и турецкий политик, при котором казаки на территории Украины стали турками - османами ( на время конечно), был по происхождению природный албанец. Мехмед Кепрюлю, основатель династии великих визирей в Османской империи, остаивл своему своему сыну Ахмет не разрешённые проблемы двух войн которые вела османская империя и весьма существенные проблемы в военной организации государства османов.

Ахмет Кепрюлю
Ахмет Кепрюлю

Если основатель рода Кепрюлю был полуграмотным албанцем, то Ахмет получил блестящее образование в области права, истории, и понимания интересов государства. Ахмет сумел найти разумный компромисс, между разумом и человечностью и обузданием коррупции которая разлагала весь внутренний организм Османской империи. Будучи ревностным мусульманином строгих правил, Ахмет был далёк от фанатизма. Он защитил и христиан и евреев отменив ограничения на строительство церквей. Подобно легендарному визирю Сулеймана Великолепного, Соколлу он мечтал о территориальном расширении империи. В 1672 году его взгляд устремился на север за пределы Чёрного моря, там в степях юго - восточной Европы кипела борьба за обладание Украиной. Эта борьба которую вела тогдашняя Московия - будущая Россия и идущая к закату Речь Посполита, (Польша), внесла не мало сумятицы в умы казаков Украины. Дошло до того что, гетман Дорошенко обратился к султану с нижайшей просьбой о принятии "козатцтва" в турецкое подданство. На Украине уже шла вооружённая борьба с польскими хоругвями Яна Собесского, казакам приходилось туго, встречаясь на поле боя с прославленной польской гусарией.

Дорошенко отправился в Стамбул, где был принят с высочайшими почестями и ему были пожалованы знамёна и бунчуки, а сам Дорошенко удостоен высочайшей чести именоваться беем. Т.е. правителем османского санджака Украина. Имперской - османской армии был отдан приказ оказать вооружённую поддержку новым подданным султана Мехмета.

Гетман Дорошенко бей санджака Украина.
Гетман Дорошенко бей санджака Украина.

На помощь казакам шли крымские татары, которые впрочем не раз ходили с ними в набеги на польские земли, где как, правило вместе с казаками, жгли, грабили и убивали русин Речи Посполитой. Более того. русины составляли главный приз казаков, при их продаже на невольничьих рынках Крыма. Сами турки считали казаков отдельным народом, о чём сам Ахмет Кепрлюлю не преминул написать в письме польскому королю. Вот что, он отобразил на бумаге - "Казаки свободный народ подчинённый Польше. Не будучи и не в состоянии терпеть и дальше , жестокость, несправедливость, гнёт и вымогательство, которые довлеют над ними, они (казаки) искали покровительства у Крымского хана и теперь имеют от него помощь под турецким флагом. Если жители страны, чтобы обрести свободу, просят помощи могущественного султана, разве это благоразумно преследовать их, когда они находятся под таким покровительством?"

Не дождавшись покорности своей воле, от поляков, султан в сопровождении армии, пересёк Молдавию и выйдя к берегам Днестра, нанёс полякам несколько унизительных поражений. Король Речи Посполитой, Ян Собеский подписал с османами унизительный мир по которому вся территория между Днестром и Днепром становилась османской провинцией. Этот договор скрепленный сторонами в Бучаче, не просуществовал долго. Уже скоро поляки вновь возобновили военные действия, пока в 1676 году не были разбиты окончательно и им пришлось вновь подписать мир в Журавно, уже на более жёстких для себя условиях. Таким образом, на какое - то время северо - западное Причерноморье оказалось во власти Османской империи. Вся эта история выросла не на пустом месте, казаки Украины, хотя и совершали регулярные грабительские набеги на Османскую империю, в трудные для себя дни предпочитали сотрудничать и с крымцами и с турками.

Янычар. Военный музей Стамбула.
Янычар. Военный музей Стамбула.

Бывали случаи, что в совместных походах с донскими казаками, они в ходе сражения переходили на сторону осман. Религиозная составляющая взаимоотношений казаков Украины и осман, также овеяна мифами, которые под завязку забили и историческую и художественную литературу. Во первых значительная часть казаков называлась "черкасами", это были потомки степных, чаще всего тюркских народов, которые имели свою причудливую "черкасскую" веру, которая распространилась и на Кавказ. В этой вере, чудом уживались как, христианские так и исламские мотивы. Во вторых религиозное давление поляков было куда, сильнее нежели у турок. Османы не требовали перехода в ислам, более того, христианское население получило при Ахмете Кепрюлю, значительные права и послабления. Надо отметить, что переход значительной части Украины, вызвал и значительную тревогу в Москве, что стало новой страницей в судьбе самой Украины.

Нет смысла изучать историю, если не пытаться переложить её основные события и тенденции на нашу современную жизнь. Совершенно очевидно что, как прежняя Украина так и современная Украина никогда не надеялись на свои силы ища верховного суверена. Обман, ложь, предательство, все эти свойства украинской элиты были пронесены через века. Сейчас современная Украина испытывает жесточайший, демографический, политический и экономический кризис, а также кризис в осознании себя самой, как политической нации. Турция же несмотря на очевидны проблемы с экономикой находится в начале своего исторического взлёта и как знать, возможно в недалёком будущем мы увидим часть Украины в качестве провинции новой Османской империи.