Музыка и жизнь

131 год назад в Перми открылась первая музыкальная школа

Произошло это событие, как пишет Владимир Верхоланцев в книге «город Пермь его прошлое и настоящее», в 1888 году.

Первую музыкальную школу в городе открыл учитель музыки, ученик Миланской консерватории Э.Кабелла, который, как пишут, приехал в Пермь из Италии с концертами, да так и остался, как и его соотечественник Гораций Террачиано (н.д. – 1914). Школа «теперь давно не существующая», уточняет автор в далеком 1913 году.

Интересно было бы знать, что это был за человек, какие перипетии судьбы забросили его в Пермь и почему закрылась школа, но, увы, вместо подробностей до нас дошли только телеграфные строчки с именем и годом.

Второе «пришествие» состоялось уже в XX веке: 1 сентября 1904 года открылась музыкальная школа Софьи Гедговд, о личности которой тоже мало что известно, а уже в декабре 1907 года в Перми открылись фортепианные классы Людмилы Басовой-Гольдберг.

О ней тоже данных почти не сохранилось, кроме того, что ее супругом был Михаил Басов-Гольдберг, военный дирижер. По данным Владимира Порозова он руководил выступлениями оркестра в саду Общественного собрания (Загородном саду), приглашался дирижировать большим симфоническим оркестром на царский курорт в Лифляндии, а также принимал участие в концертах как виолончелист. В качестве рецензента сотрудничал в газете «Пермские губернские ведомости.

Известно, что супруги Басовы-Гольдберг уехали из Перми в 1913 году в Москву.

Михаил Басов-Гольдберг стал директором нового кинотеатра на Триумфальной площади, который принадлежал самой мощной на тот момент и неуклонно набирающей обороты в России кинематографической кампании Ханжонкова. В книге воспоминаний, вышедшей в 1937 году “Первые годы русской кинематографии”, Александр Ханжонков пишет, что вместимость театра была 750 человек, вдвое меньше задуманного, Однако “и в таком виде, руководимый опытным директором М.З.Гольдбер-Басовым, поставившим музыкальную иллюстрацию картин на должную высоту, кинотеатр оправдывал вполне возлагаемые на него надежды.

Супруги Басовы-Гольдберг оказались на своем месте. Кино тогда было немым и потому музыка была одним из главных действующих лиц. Михаил Басов-Гольдберг нашел себя еще в одном деле. Он стал сценаристом! Знаменитый фильм “Грезы” (“Обманутые мечты”), который в 1915 году с огромным успехом прошел по экранам страны, а теперь стал классикой русского кино, был снят по его сценарию.

Адрес-календарь г.Москвы на 1915 год указывает адрес М.Басова-Гольдберг и место работы – секретарь редакции “Вестник кинематографии”. В справочнике 1916 года должность уже звучит так: “замещающий редактор “Вестника кинематографии”.

Неизвестно, что происходило в жизни Басовых-Гольдберг с 1917 по 1923 годы. Возможно, вместе с Ханжонковым они эмигрировали. Но в адрес-календаре за 1923 год Басовых-Гольдберг нет. А в 1924 году появляется один Михаил Зиновьевич, в том же доме, Людмилы Николаевны в книге нет, да и приставка Гольдберг тоже где-то утерялась. С этого времени он только Басов. Место работы на 1924 год - НКП-рос. В 1930 году Михаил Басов возвращает свой прежний номер телефона, а напротив его фамилии появляется пометка Госкино и Наркомпрос.

Последнее упоминание в сети о Михаиле Зиновьевиче Басове такие: заслуженный артист РСФСР, умер в 1948 году, похоронен на 2 участке Ваганьковского кладбища. “Наш” ли это, пермский, Басов-Гольдберг, игравший на виолончели и учивший до революции музыке пермских детей, доподлинно неизвестно, но хочется верить, что одна из ниточек загадочных судеб музыкальных педагогов в Перми, если и не разгадана, то хотя бы намечена.

А в это время в Перми дети продолжали учится в музыкальных школах. По состоянию на 1915 год их было две.

В 1917 году пермской прессе было не до освещения музыкального образования. Тем не менее, в 1917 году пермские педагоги получили своего рода соцзаказ: в рамках плана по борьбе с пьянством, который озвучила «Пермская земская неделя» (30 апреля, 1917 г.) было решено проводить народные концерты, а ответственность за их организацию возложить на известных музыкальных деятелей А.Д.Городцова и М.И.Гильдина, которые могли «устраивать со своими школами певцов и музыкантов данные концерты, а также приглашать церковные хоры и оркестры».

Александр Городцов (1857-1918) был известен на всю империю как организатор народных хоров, он возглавлял Пермское Филармоническое общество и входил в число директоров отделения Императорского российского музыкального общества в г. Перми. Благодаря его деятельности «огромная и удаленная от центра Пермская губерния стала одной из самых «поющих», самых музыкальных в стране: было создано более 400 хоров – больше, чем во всей остальной России».

Моисей Гильдин (1870 – после 1940 года) стал первым директором советской Пермской Губернской музыкальной школы, которая открылась в январе 1920 года.

Газета «Красный Урал» сообщала об этом так:

«18 января с.г. состоялось открытие Губернской музыкальной школы. Представители культурно-просветительских организаций и учащиеся школы собрались в городском театре. В 9 часов вечера товарищ Гильдин объявил собрание открытым. Заведующая музыкальной секцией при губернском отделе народного образования тов. Покровская нарисовала картину раскрепощения русского трудового народа и приобщения его к истинному искусству.

Товарищ Гильдин дополнили речь предыдущего оратора, указав на значение музыкальной школы для Пермского края вообще и для г. Перми в особенности.

Симфонический оркестр и вместе с хором исполнили интернационал. Затем начался концерт, в программе которого прозвучали музыкальные сочинения Калинникова, Веплеского, Глазунова, (неразб – Вазлы) Римского-Корсакова, Мусоргского и др. Известных композиторов. Концерт прошел с большим успехом. Особенно удачны были сольные номера кларнета, скрипки и виолончели».

Лидия Покровская, к слову, была не только заведующей отделом искусств ГубОНО, но и преподавательницей игры на фортепиано. Рабтала она в этой должности недолго – в архиве сохранился документ, в котором она просит освободить ее от занимаемой должности. Причина: проблемы со здоровьем от недоедания.

По всей видимости, это была общая ситуация. На сайте пермской музыкальной школы №1 сказано: «В то же время не хватало топлива, классных комнат, денег на оплату труда преподавателей. За неимением ресурсов 3 декабря 1921 года музыкальная школа была закрыта». Там же есть информация, что первоначально школа располагалась на втором этаже в здании бывшей консистории (сейчас – дом № 2 по ул. Газеты «Звезда»).

Тогда же, в 1921 году Моисей Гильдин с семьей эмигрировал США, где поселился в Нью-Йорке, в Бруклине и продолжил обучать музыке детей.

Заведующим пермской музыкальной школы был назначен Анатолий Луканин (1897 - предположительно, не ранее 1959 г и не позднее 1964). Параллельно он руководил и музыкальной школой завода Мотовилихи, которая, в отличие от пермской музыкальной школы, в 1922-24 годах продолжала работать.

Какова дальнейшая судьба Анатолия Луканина? Есть сведения, что он уехал в Москву. В ГАПК (ф. р-944, оп 1, д 108) есть письмо А.Луканина Чайкину, которое датировано 28 ноября 1934, где он, в числе прочего, пишет: «Занимаюсь в Москве мало интересной для меня работой - заведую педагогической частью детского городка им Парижской коммуны. Думаю оставить эту работу и вернуться к музыкальной деятельности. Живу в 16 км от Москвы по линии Казан жел дор, утомился поездками в Москву, готов оставить столицу».

А книге Натальи Арбузовой «Тонкая нить» (М., 2011, с.28) есть упоминание об Анатолии Александровиче Луканине, «умнице руководителе» хора дома пионеров на Большой Полянке в Москве.

В 1950-60-е годы сборники для пения, составленные А.Луканиным активно издавали и переиздавали, как и его «Начало двухслойного пения в школе».

Меж тем 7 сентября 1925 года пермская музыкальная школа была открыта вновь, но уже как частная, «на условиях самоокупаемости и с обязательством за счет платных 75% учащихся обучать 25% рабочих».

По состоянию на 1926-1927 учебный год в городской музыкальной школе Перми, у которой не было номера, поскольку она была одна, обучалось 192 ученика. Есть точные статистические сведения об этом периоде. В частности, по классу рояля в тот период занималось 146 человек, обучались сольному пению - 33, игре на скрипке - 13.

Мужского пола учащихся было - 56 человек, женского 136.

Материалы дела включают анализ финансовой ситуации. В частности, написано, что «Материальное положение школы неудовлетворительное, так как она ни копейки ни от кого не получает, а живет исключительно на средства, получаемые от платы за обучение (…). (л.4 (об) Получает школа в месяц от учеников в среднем 800 руб, а общие расходы - 900! Постоянно образуется дефицит, покрываемый концертами и постановками. (…) Отсюда состав учащихся школы остается непролетаризированным».

Есть сведения и о педагогах возрожденной музыкальной школы. В частности, упоминается имя Нины Террачиано (1861-1944), дочери Горация Террачиано, того самого, который как и Э.Кабелла, открывший первую музыкальную школу в Перми, приехал в город на концерты да так тут и остался.

Вот так, через людей, соединилась в Перми цепь времён, а из первой пермской и мотовилихинской музыкальных школ выросла целая сеть музыкального детского образования, которая и сделала наш город к настоящему времени одним из самых музыкальных в стране.