Когда начнут штрафовать за 187-ФЗ? Кого накажут?

331 full read
724 story viewsUnique page visitors
331 read the story to the endThat's 46% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
Когда начнут штрафовать за 187-ФЗ? Кого накажут?

Начало

Часть 1

Законопроект по КоАП принят в 2-м чтении 12.05.2021, в 3-м чтении 18.05.2021, а уже 19.05.2021 одобрен СФ. Динамика принятия федерального закона потрясающая.

В предыдущих частях нашего обзора мы рассмотрели важные нюансы порядка применения административного наказания:

  • срок давности - 1 год с момента совершения правонарушения.
  • если правонарушение длящееся - срок давности исчисляется с момента обнаружения проверяющим.
  • решение принимает - начальник отдела и выше.
  • прокуратура имеет полномочия применять эти проектируемые статьи КоАП.
  • КоАП может применятся к субъектам КИИ через 10 календарных дней после опубликования федерального закона, кроме одного состава правонарушения - п.1 ст.13.12.1 применяется с 1 сентября 2021 года.

Пришла пора обсудить и наказание

Таблица штрафов для субъектов КИИ
Таблица штрафов для субъектов КИИ
Таблица штрафов для субъектов КИИ

Что мы видим интересного?

1. Наказание предусмотрено либо для должностных лиц субъекта КИИ, либо на саму организацию - субъекта КИИ. Наказаний для граждан не предусмотрено.

Таким образом, за правонарушения в области безопасности КИИ не будет административно наказываться работник субъекта КИИ, если он не относится к должностным лицам. Он может быть привлечен только к дисциплинарной ответственности по трудовому кодексу или к уголовной ответственности при соответствующем составе преступления.

КоАП Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций....несут административную ответственность как должностные лица.

Важно: после вступления в силу КоАП, даже увольнение (переход на другую должность, место работы и т.д.) может не спасти от штрафа. Только истечения срока давности.

п. 10 Обзор судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017) утрата статуса должностного лица, в том числе в связи с изменением места работы, не препятствует привлечению его к административной ответственности за правонарушение, совершенное им при наличии указанного статуса.

Важно: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 (ред. от 11.06.2020) "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"

4. Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

5. Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

6. Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Важно: Эти функции должны быть закреплены в трудовом договоре, должностной инструкции работника субъекта КИИ, либо в локальном нормативном акте или ином документе субъекта КИИ!

Пример: в субъекте КИИ есть отдел ИБ. После проведения категорирования объектов КИИ в положение об отделе ИБ внесли изменения в части обязанности по обеспечению безопасности ЗОКИИ. Проверка ФСТЭК показала наличие нарушений требований 235/239 приказов - подсистема безопасности ЗОКИИ не создана (не выполнен приказ 239 ФСТЭК). К ответственности привлекут начальника отдела ИБ, а не руководителя субъекта КИИ или организацию.

Вот с специалистами безопасности (без создания отдельного подразделения) ЗОКИИ ситуация запутанная и мало предсказуемая.

Если судить по аналогичным отраслям безопасности (охрана труда, пожарная безопасность и т.д.), то имеются судебные решения как о признании их должностными лицами и привлечению к ответственности за соответствующие нарушения законов, так и не признания таковыми и назначение штрафа руководителям организации.

Письмо Минтруда России от 29.12.2016 N 15-2/ООГ-4698

Специалист по охране труда в своей деятельности не осуществляет организационно-распорядительные функции или административно-хозяйственные функции и не может рассматриваться как должностное лицо.

А вот за нарушение пожарной безопасности в организации очень часто наказывают рядовых специалистов.

Важно: в спорных ситуациях основную роль будут играть приказы/распоряжения по субъекту КИИ и должностные инструкции/положения о подразделениях субъекта КИИ.

Внимание: подписав протокол о привлечении к административной ответственности без замечаний, потом в суде не отобьетесь, что у вас отсутствовали полномочия и обязанности, за нарушение которых оштрафовали.

С юрлицом проще:

Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлен следующий порядок определения вины юридического лица: юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

То есть, для наложения штрафа на организацию, надзорному органу необходимо доказать НАЛИЧИЕ ВОЗМОЖНОСТИ у субъекта КИИ выполнить требования законодательства.

Продолжение следует...

* Более подробно эти вопросы рассмотрены в материалах блога "Рупор бумажной безопасности" и телеграм-канале

** Подборка методических и вспомогательных материалов для субъектов КИИ - https://dzen.yandex.ru/media/id/5c7b7864fa818600ae3856a1/klub-liubitelei-kii-bagaj-znanii-5e1e20f5e4fff000adc2aebf

*** Если вы не хотите быть субъектом КИИ - https://dzen.yandex.ru/media/id/5c7b7864fa818600ae3856a1/klub-liubitelei-kii-protivnikam-chlenstva-v-klube-posviascaetsia-5e23304fc05c7100ae88019