Татарская царица Сююмбике

29 April 2019

Трагическая история - прекрасная опера

Татарская царица Сююмбике

На премьеру в казанский оперный театр непросто попасть. Даже если это не шедевры оперной классики, а новая опера, написанная татарским композитором Р. Ахияровой. На входе спрашивали лишний билет, зал был полон. На "Сююмбике" я попала только в апреле этого года. Сразу скажу: плакала, было очень грустно и красиво.

Кто она, Сююмбике?

Сама история царицы, "ханбике", трогает меня чрезвычайно. После смерти второго, любимого мужа Сююмбике становится регентом при малолетнем наследнике Утямыше.

Середина 16 века, к Казани все ближе подбирается Иван Грозный. В 1551 году он заключает с Казанским ханством договор "о вечной дружбе", Сююмбике с сыном должны стать гарантом этой "дружбы", а точнее - заложниками. Их увозят в Москву. А в 1552 году московские войска штурмом берут Казань.

Утямыша отнимают у матери и сразу крестят. Дают имя Александр.(Казанским ханом по местным законам мог быть только потомок Чингисхана и только мусульманин). Он умрет молодым.

А царицу отдают замуж за касимовского хана Шаха-али, которому она была не нужна.

Сюжет оперы основан на исторических событиях

Создатели оперы ведут царицу от одного удара судьбы к другому, восхищаясь ее силой и нежеланием быть ведомой, жертвой.

Конечно, главное в опере - музыка. Я не критик, не музыкант и вообще не эксперт. Просто любитель. Мне очень понравилась сама музыка. Именно она вместе с чарующим голосом Гульноры Гатиной, исполнительницы главной партии, доводили меня до слез несколько раз.

Конечно, в сюжете появилась любовная линия, как же без нее? Тоже трагическая. Сююмбике отказывается выходить замуж за любимого, потому что царь Иван предлагает таким образом выкупить его жизнь. Она не игрушка в его руках! Обычной женщине такой поступок не очень понятен, но перед нами гордая плененная царица.

Великолепная драматическая игра актеров, что не всегда бывает в опере, даже роль принца Утямыша, которого играл малыш лет пяти, сыграна очень убедительно.

В зависимости от места, где происходят события, меняется язык арий и хоров. В Москве поют по-русски, в Казани и Касимове - по-татарски. Одинаково хорошо. Татарский язык в опере звучит очень красиво.

Опера очень большая, 3 часа идет. Моя приятельница утомилась, а я даже не заметила, настолько захватывающее представление. Великолепные костюмы, масштабные декорации, хорошо продуманные сцены.

Я не ожидала, честно. Хотя наш оперный нежно люблю и ценю. Никаких скидок, очень достойный спектакль.

И очень печальный.

Немного юмора.

Туристке в казанском кремле рассказываю историю Сююмбике, а потом легенду о "Сюмбекиной башне", о том, как не захотела Сююмбике из легенды стать женой Ивана Грозного и сбросилась с башни, которую тот для нее выстроил.

Туристка все внимательно выслушала, потом подвела итог: "А я всё думала, за каким чертом Грозный на Казань пошел. Оказывается, за бабой."