Петра – драгоценный камень иорданского королевства

Петра – город, сохранившийся в песках до наших дней благодаря тому, что его властители предпочитали не воевать, а торговать.

История необыкновенного города

Люди поселились в этих местах почти за 2000 лет до нашей эры. Возможно, тогда и климат был немного другим, и пустынь было меньше. Первым народом, постоянно проживавшим здесь, были идумеи – современники минойской критской цивилизации. Уже в 12 веке до нашей эры Петра была их столицей.

Много веков спустя к Средиземному морю из Аравийской пустыни пришли набатеи. Они не стали грабить караваны, как это делали бедуины, а организовали сбор дани в местах пересечения торговых путей. Одним из таких мест была Петра. Здесь пересекались пути из Красного моря на север в Дамаск и из Аравии в город Газу на берегу Средиземноморья.

В середине первого тысячелетия до нашей эры кочевники набатеи превратились в оседлый народ, построили города, где путешественники и торговцы могли отдохнуть после утомительных переходов по пескам, напоить скот и взять запас воды с собой.

Набатейское царство стало одним из самых сильных в регионе, а Петра – его столицей из-за уникального расположения. От вражеских набегов она укрыта горами, а единственный вход является узким ущельем, удобным для обороны. «Золотым» для Петры стал первый век нашей эры.

Город из камня? Скорее – город в камне

Традиции устраивать пещерные города не являются открытием. Известны пещерные города в Италии, в Турции, в Крыму, в Грузии, особенно в Индии. Время возникновения тоже примерно одинаково – конец первого тысячелетия до нашей эры и первые века нашей эры. Традиционно использовались естественные пещеры и вырубались искусственные. Они служили жилищами, возможно, небольшими культовыми сооружениями, но не являлись столичными городами.

Набатеи не только строили жилье, каменные скалы неизвестные строители и архитекторы превратили в дворцы и храмы необыкновенной красоты. Сравнить их можно только с индийскими городами Аджантой и Эллорой.

Название «Петра» переводится с греческого «Камень». По всей вероятности древнее идумейское название города стерлось в памяти людей, когда каменная красота поразила взгляды и местных жителей, и многочисленных караванщиков.

Тайна начинается на входе

Тайны в Петре – на каждом шагу, начиная с входа. Туристам рассказывают, что ущелье, являющееся единственной дорогой в город, образовалось от удара Моисеем по скале, когда еврейский народ потребовал от него воды посреди пустыни и подтверждения силы, как пророка Божия. На самом деле Баб-эс-Сик – долина реки, которую древние мелиораторы отвели в другое русло. Сейчас эта река пересохла, а остатки дамбы сохранились.

Ущелье не одинаково по ширине, в самых узких местах тропа составляет всего 2 метра. Высота стен достигает сотни метров.

Таланты местных (а, может быть, приглашенных издалека) строителей проявились уже здесь: на стенах до сих пор видны желоба и канальцы для сбора дождевой воды.

Еще до входа в Баб-Эс-Сик можно увидеть каменные гробницы, датированные границей нашей эры (плюс-минус 100 лет). При этом они созданы мастерами разных цивилизаций: обелиски имеют формы и изображения Луксора (древний Египет), «Святилище орла» имеет древнеримские символы, «Триклинум» построен под влиянием эллинской и коринфской архитектуры. «Камни джиннов» несут ассирийские традиции.

Удивительно, что сохранились каменные надписи, донесшие через тысячелетия имена тех, кто и кем был здесь захоронен.

Водопроводы в пустыне: не мираж, а реальность

Система аккумуляции дождевой воды во всей Петре была доведена до совершенства в условиях древних технических возможностей. Двух источников в самом городе было недостаточно. В период расцвета в столице проживало примерно 30 тысяч человек.

Осадки в этой климатической зоне выпадают только зимой. Чтобы их сохранить, вода со склонов гор в округе собиралась в оштукатуренные водохранилища по керамическим трубам. Их остатки найдены при раскопках. Такая система водоснабжения обеспечивала не только местных жителей, но и многочисленные караваны весь засушливый сезон. Воды хватало даже для полива посевов.

Жемчужное ожерелье Петры через пелену веков

Два километра пешего пути по ущелью заканчиваются возгласом восхищения у каждого входящего в город.

Эль-Хазне: музыка в камне

После сумеречного узкого прохода взорам открывается освещенный Солнцем мавзолей Эль-Хазне (в переводе – «сокровищница»). Название идет от большой вазы на самом верху фронтона здания. По легенде в ней хранятся сокровища фараона, преследовавшего Моисея и побежденного им. Так ли это, узнать невозможно. Подняться к вазе можно только, имея альпинистское снаряжение. Любители быстрой наживы пробовали сбить сокровищницу ружейными выстрелами, но безуспешно. Камень выдержал не одно нападение.

Точно сказать, в каком стиле выстроен мавзолей, для чего он построен, археологи не могут до сих пор. Впечатление, что местный правитель, заказавший архитектурный шедевр специально пригласил сборную команду зодчих: греческие колонны, статуя римской богини Фортуны, египетские сфинксы, александрийские детали - все это гармонично соединено в здании высотой 40 метров. Самое интересное, что и строили его не снизу вверх, как обычно, а сверху вниз.

Строительным материалом служила сама гора из розового песчаника. Каменотесы откалывали его сначала крупными кусками, а потом выравнивали детали зубилом. При этом привычных строительных лесов не было по причине отсутствия деревьев. Люди работали, видимо, на подвесных конструкциях. Как зодчие контролировали процесс, остается загадкой.

Назначение Эль-Хазне тоже не ясно. По виду – это храм богини, чья статуя на фронтоне, а чаша наверху у древних греков обозначала захоронение.

Египетские обелиски и Великий жертвенник

Два обелиска недалеко от Эль-Хазне указывают на винтовую лестницу к вершине горы, где был устроен главный жертвенник города, возможно, в честь аравийской богини плодородия Аль-Узза.

Амфитеатр

Амфитеатр Петры уникален тем, что строился в несколько этапов представителями разных цивилизаций. Он так же вырублен в скале. Нижняя часть – более ранняя, небольшая, построена в греческом стиле, имеет хорошую акустику. Верхняя часть надстроена позднее римлянами до вместимости в 4000 человек. Театр в Петре свидетельствует о высоком культурном уровне набатеев.

Главный храм

Главный храм Петры явно построен греками, но находится в состоянии руин. Раскопки в нем ведутся относительно недавно. Выяснить, кому он посвящен, пока не удалось. Особенностью строения являются колонны, созданные не из массивных блоков, а из плоских цилиндров небольшой толщины, похожих на жернова.

Монастырь Ад-Дейр

Еще одно крупное сооружение, вытесанное в скале. Здание на высокой горе, высотой 45 м, шириной 55 м предназначалось для захоронения одного из правителей. Фронтон построен в греческом стиле тем же способом, что и Эль-Хазне, но в отличие от него, здание осталось недостроенным. В византийские времена древнее здание приспособили под монастырь. От этого периода остались вырезанные кресты на стенах. Чтобы посмотреть на этот архитектурный шедевр, надо подняться по лестнице длиной в несколько сотен ступеней.

Римское наследие

От первого римского нашествия Петре удалось откупиться. Второй легион перекрыл поступление воды в город, и столица сдалась, но осталась главным городом Аравийской провинции. В архитектуре от завоевателей кроме увеличенного амфитеатра осталась главная вымощенная улица и триумфальная арка с ведущей к ней колоннадой.

Другие жемчужинки Петры

Жилые скальные постройки, «королевские усыпальницы», «Дворец Девы», городской некрополь, руины раннехристианского храма – шедевры, созданные людьми. Узкие улочки – промыты потоками воды. Места, связанные с библейскими героями: гора Аарона, место его смерти по местным легендам, и источник Моисея.

Закат столицы и всего набатейского уклада жизни

В разросшемся городе мест в пещерах на всех жителей не хватало, в первых веках нашей эры уже строились и обычные каменные здания, неустойчивые к сильным землетрясениям. Одно из таких в 363 году разрушило много построек, греческие храмы, нарушило систему водоснабжения. Римские власти не спешили восстанавливать провинциальные города, так как самой империи угрожали нашествия варваров.

Кроме традиционных караванных путей появились новые, по более северным маршрутам. Набатеи постепенно покинули город.

Крестоносцы обнаружили Петру и даже возвели пару крепостей в окрестностях, но были выбиты османами в 12 веке. Город опустел, постепенно его занесли пески пустыни.

Только в 19 веке двое европейских путешественников смогли проникнуть Петру и известить соотечественников о местных достопримечательностях. А реставрация началась лишь в 20 веке. Город признан всемирным наследием Юнеско.

Интересно! Лингвисты выяснили, что арабская письменность выросла из набатейского языка.

Подписывайтесь на канал! Ставьте лайки! ;-)

(Все фото и видеоматериалы, использованные в статьях из свободного доступа в интернете или личного архива)