Жуткий предсвадебный обычай Индии

52k full reads
Кадр из сериала "Махабхарата"
Кадр из сериала "Махабхарата"

В Индии считается, что у приличной жены муж будет сильный, здоровый и преуспевающий. Если в Европе просто верят, что атмосфера в семье влияет на психическое состояние и работоспособность мужчины и женщины, то в Индии свято верят, что от женщины зависит даже будет ли здоров и жив её супруг.

Женщинам надлежит как минимум быть нарядными и красивыми, особенно, дома и перед супругом. Это одна из заметных и важнейших традиций Востока: перед мужем и дома надо быть нарядной, пусть муж любуется, а других мужчин, чужих, соблазнять нельзя, чтоб они от дел своих и от жён своих не отвлекались. Соответственно, никаких засаленных халатов и бигудей или, ещё серьёзнее если подойти, на улицу выходить в чёрном балахоне и, может даже, ещё и лицо прикрыть. Средний вариант: голова в хиджабе, платье свободное, прикрывающее руки и ноги, или там туника и штаны свободные. Ну, чтоб всё-таки лишние мужчины не смотрели, а самое сокровенное и красивое – только мужу.

Кадр из фильма "Падмавати"
Кадр из фильма "Падмавати"

Другое серьёзное требование к восточной жене – это верность. Причём, в Индии зашли дальше: приличная жена не хвалит чужих мужчин и восторгается только своим. И даже обязана хранить верность в мыслях. И да, она должна быть девственницей на свадьбе, иначе мужу и их детям осуждение.

Причём, индусы свято верят, что целомудренная жена обладает особой мистической силой. И в их мифологии и классической литературе полно историй, как верная жена могла проклясть оскорбившего её или её мужа, причём, так убойно проклясть, что от таких проклятий с трудом могли отмыться и жутко страдали даже боги.

Кадр из сериала "Махабхарата"
Кадр из сериала "Махабхарата"

Скажем, в великом индийском эпосе «Махабхарата» один жестокий наследник великой династии оскорбил добродетельную женщину, велев брату публично раздеть её. Бог Кришна вступился и сделал её шаль на сари бесконечной. А женщина, которую поставили ставкой в азартной игре, проиграв после царства и богатства, потом ещё за волосы и силой притащили в зал с великими мужами государства, увы, не вступившимися, от боли унижений взяла и всю императорскую династию прокляла. И через несколько лет умерли все молодые мужчины той династии, проиграв в большой войне. И, увы, умерли её пять сыновей, являющиеся племянниками того наследника. Опасно получать проклятие добродетельной женщины, доведённой до крайней точки отчаяния и унижения.

То есть, священник силу копит в аскезах и служениях божеству, а женщина – в служении мужу как божеству и в сохранении верности. Да-да, муж для женщины к божеству приравнивался. И индийские женщины – которые разумные – честно служили супругу. И, перед тем как он выходил на работу, перед его поездкой выходили его благословить священным огнем и священными предметами, поставить на его лбу красный тилак с пожеланием удачи.

Кадр из фильма "Падмавати"
Кадр из фильма "Падмавати"

Но, увы, если у женщины умер муж, то вдова виновата сама: недоследила, изменяла, плохо выполняла свои обязанности, у неё не хватило тонкой энергии, чтобы его напитать. Ведь именно женщина дает мужчине силу, чтобы он пошёл и совершал деяния извне.

Вдовы разбивали свои стеклянные свадебные браслеты и впредь должны были носить только простые белые одежды, без украшений, спать на полу, питаться очень скромно, раз или два в день. Вдов не допускали на праздники и к новорожденным. Они становились изгоем в своей семье или даже вынуждены были покинуть дом и стать изгоем где-то вне. Если это учесть, становится понятно, почему существовал обычай Сати, когда вдова заживо сгорала с умершим мужем на костре: проще один раз и один день отмучаться, чем всю жизнь просуществовать робким изгоем без права голоса, без праздников, без украшений, без участия прежде близких людей. Был муж любимый или просто защитник, была семья дружная или просто поддерживающая друг друга хоть иногда, дети милые и заботливые, но… муж умер – и вдова уже никто. Враг для всех. Не уберегла. Не сохранила.

Женщина, чей муж здравствует, зовётся сухагин. Это добродетельная женщина. Лучшая из женщин.

Кадр из сериала "Махабхарата"
Кадр из сериала "Махабхарата"

И из вышеперечисленно истекает один жуткий индийский предсвадебный обычай.

К свадьбе невесту и жениха готовят разными обрядами. И среди них своеобразный предсвадебный девичник. Помимо того, что девушке разрисовывают хной руки, а также она и гостьи танцуют, ну, и старшее поколение вспоминает какие-то истории, все поют… помимо этого старшие женщины рассказывают невесте истории о добродетельных женщинах рода, то есть, хранящих своего мужа примерно и даже умерших первее своих мужей. Мужу можно жить дальше, можно даже жениться опять. Но для женщины её муж должен быть первым и единственным.

И, один из самых важных ритуалов индийского «девичника»: старшие женщины семьи желают девушке умереть как сухагин – умереть раньше её супруга. Ей можно умереть, растратив свои силы на него. А после него жить – нет.

Кадр из фильма "Падмавати"
Кадр из фильма "Падмавати"

И, если женщина умерла как сухагин, то провожают её торжественно. Оденут на тело роскошные праздничные одежды, красные с золотой вышивкой, оденут на руки, тело и голову множество украшений. Цветами украсят. И проводят торжественно.

Скажете, это уже устарелое и изжитое? Ан нет. Вспомним один из самых дорогих фильмов индийского кинематографа, причём, снятый ещё в 2018 году, то есть, весьма свежий ещё. Это «Падмавати» режиссёра Санджай Лила Бхансали. Бюджет 31 000 000 долларов. Где-то 2 043 675 000 рублей. И это экранизация одного из классических индийских произведений, возможно, даже основанного на реальных событиях.

Куда скромнее бюджет более популярного древнеиндийского эпоса «Махабхараты», оказавшего куда больше влияния на индийские культуру и искусство: INR 1 200 000 000, то есть, около 1 120 176 000 рублей.

В «Махабхарате», конечно, были верные женщины. Вспомним хотя бы Гандхари, которая узнала, что жених её от рождения слеп, потому одела повязку на глаза и обещала никогда больше не смотреть на мир, чтоб понять его боль и, сочувствуя ему всецело, достойно супругу своему служить.

Но, увы, в «Махабхарате» была и Драупади, волею случая вынужденная стать женою для пятерых братьев-царевичей. Драупади не все индусы считают добродетельной женщиной. Хотя, хм, в «Махабхарате» было несколько мужчин, имевших по несколько жён. Но мужчинам как бы разрешается.

И совсем другое дело «Падмавати». Падмавати была достойною женою своему супругу, царю воинов-раджпутов, верною женою. Но, увы, муж за дело прогнал брахмана из страны, а тот нашептал великому императору моголов Аллауддину Хилджи, что у царя небольшого царства есть жена, которой краше в мире нету и, соответственно, если этой женщины не будет в гареме завоевателя Аллауддина, то никудышный из него мужчина и воин, без такого-то трофея. И началась охота Аллауддина за Падмавати, приведшая к войне. Войско Аллауддина было больше, Падмавати и супруг понимали, что шансов на победу у них немного. Падмавати перед битвой упросила мужа права не жить ей, если он умрет.

Кадр из фильма "Падмавати"
Кадр из фильма "Падмавати"

И супруг грустно разрешил. Когда воины донесли, что войско их проигрывает, а супруг убит, то Падмавати велела сложить у храма огромный костёр и вошла в огонь сама, самой первой, одев свадебное роскошное одеяние. А следом за нею в костёр вошли вдовы, матери, дочери и сестры проигравших воинов. Несколько тысяч женщин добровольно отказались от жизни без своих мужей и мужчин. И, кстати, в реальности был такой случай, когда женщины раджпутов выбрали смерть, лишь бы не достаться врагу.

Кадр из фильма "Падмавати"
Кадр из фильма "Падмавати"

Словом, Падмавати ушла как добродетельная вдова, вслед за супругом.

Но намного приличнее умирать сухагин, прежде своего супруга. Вот ведь, даже невестам того желают.