Как меняется современное образование

Современное образование не успевает за переменами в обществе и научно-техническим прогрессом. В школах, колледжах и университетах люди изучают ту теорию и практику, которые с каждым годом все дальше от реалий. Обучение перестает быть интересным, оно не отвечает современным требованиям рынка труда и не дает навыки, которые будут применимы и востребованы в будущем. Есть определенные тенденции в изменении в образовательной системе, которые можно проследить в самых инновационных школах планеты в Нидерландах, Дании и США.

1. Использование современных технологий. Компьютеры, планшеты вместо тетрадей и учебников, 3D моделирование и так далее. С одной стороны, это дает навыки, которые точно будут применимы в будущем. С другой стороны, сами сотрудники кремниевой долины не спешат отдавать своих детей в школы, где все компьютеризировано. Они объясняют это тем, что технологии настолько просты и доступны, что их несложно освоить. Но обучение без гаджетов дает развитие мышления и моторики через написание и позволяет «проживать» опыт самостоятельного решения задач.

2. Индивидуальный подход. Его в полной мере реализовали в Steve Jobs School в Амстердаме, где ученик может выбирать индивидуальную программу обучения и корректировать ее каждые 6 недель. Этот подход позволяет построить для каждого ученика индивидуальную стратегию обучения, которая исключает сравнивание ученика с другими. Ориентация на личные способности, интересы и акцент на их развитие прослеживается во всех современных школах.

3. Уход от «энциклопедических» знаний и ориентация на практику и решение задач. Сегодня информация находится в свободном доступе, что лишает ее уникальности. А большой объем информации и углубленное ее изучение по каждому предмету не дают реального опыта. Его можно получить только через действия, проектное обучение, решение сложных задач под руководством наставника-учителя, стажировки, реальное проживание ситуаций и взаимодействие с другими учениками. Основная мысль в том, чтобы получать те знания, которые ты можешь практически применить.

4. Формат урока. В современных школах формат урока больше напоминает дискуссию, командную работу, исследование. Учитель выполняет роль наставника, помогает и координирует, задает проблемные вопросы, ответы на которые учащиеся ищут самостоятельно. Акцент делается на развитие самостоятельности мышления и действий.

5. Развитие творческого мышления. Сейчас уже недостаточно много знать, нужно иметь нестандартный подход к решению задач и создавать новые идеи, которые приносят пользу. Рисование, театральное искусство, танец, обсуждение нестандартных подходов, где не существует единственно правильного ответа – все это способствует развитию творческого мышления. В Brightworks School в Калифорнии учащимся разрешается делать все – рисовать на мебели, мастерить что-то, использовать окружающие предметы, в ней нет запретов. Руководство школы верит, что именно такой подход развивает творческое мышление, дает детям ощущение, что школа не оторвана от реальной жизни, а сам процесс обучения является постоянным и не ограничивается стенами школы.

Сама образовательная система является достаточно консервативной структурой, которая не подвержена быстрым изменениям. Но на лицо нарастающий кризис и разница между тем, что дает образование и реальной жизнью.