ОБ УСТАВЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА | Константин Сидельников | Яндекс Дзен

ОБ УСТАВЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

Устав Тевтонского Ордена Пресвятой Девы Марии был, скорее всего, окончательно сформулирован в первой половине XIII в. (старейший из его сохранившихся манускриптов датируется 1264 г.). Устав тевтонских рыцарей (мариан) в значительной степени базировался на Уставах возникших значительно раньше духовно-рыцарских Орденов странноприимцев-иоаннитов (госпиталариев) и тамплиеров-храмовников (темплариев), с необходимыми изменениями и дополнениями. Термином "Устав" ("Статуты") мы ныне обозначаем комплекс уставных правил, которым должны были следовать "братья" Тевтонского Ордена. Сами же они обычно именовали Устав "Орденской книгой", или "Книгой Ордена" (Орденсбух).

"Орденская книга" мариан содержала полный список Правил (Regule, Регуле), законов (Gesetze, Гезетце) и Обычаев (Gewohnheiten, Гевонхайтен) Тевтонского Ордена. Список был разделен на три части, каждая из которых озаглавлена, в соответствии со средневековой традицией: "Hie hebent sich an die capitula un(d) das registrum der regule der brudere des deutschen ordens des spitales sante marien"="Здесь начинаются главы и реестр правил братьев Немецкого (Тевтонского) Ордена странноприимного Дома святой Марии" (заголовок раздела "Правила"); "Hie hebet sich an das registrum der gesetze..."="Здесь начинается реестр законов...(заголовок раздела "Законы"); "Hie hebent sich an das registrum von den gewonheiten"="Здесь начинается реестр обычаев" (заголовок раздела "Обычаи").

Изначально "Орденская книга" включала тридцать девять правил, семьдесят законов и шестьдесят четыре обычая. Она регулировала все аспекты жизни "братьев" Тевтонского Ордена в мирное и военное время, устанавливая, в качестве основных принципов их монашеской жизни, "целомудрие, послушание и нестяжание", и описывая основные правила основания странноприимных домов, заботы о больных и стариках, порядок молитв и богослужений, приема пищи и постов, молчания; особыми правилами оговаривается, когда и где "братьям" Ордена надлежит спать, каким образом допускать до хозяйственных работ женщин и т.д. Большое внимание в Уставе уделялось внешнему виду, одежде и вооружению "братьев", правилам общежития, уважительному отношению к главе Ордена - Верховному (а не "Великому", в отличие от титула глав других военно-монашеских Орденов!) Магистру (Мейстеру, т.е. Мастеру), поставленным от него начальникам и т.д.

Текст на последней странице начинался с орденского календаря, включающего все христианские церковные праздники, дни памяти святых и мучеников, вигилии /1/ и коленопреклоненные молитвы.

Языком оригинала Устава Тевтонского Ордена, вероятнее всего, был латинский (поскольку до вступления Устава в силу он должен был получить одобрение папы римского, считавшегося высшим духовным главой Ордена Приснодевы Марии, как и всех других монашеских и военно-монашеских Орденов римско-католической Церкви), однако большинство дошедших до нас списков с оригинального Устава представляют собой перевод с латыни на немецкий, поскольку большинство "братьев" Тевтонского Ордена латынью не владело. Сохранившиеся рукописные немецкоязычные варианты "Орденской книги" написаны на различных диалектах (единый немецкий литературный язык ко времени написания переводов с исконного латинского Устава еще не сложился), поскольку каждая комтурия (комтурство, командорство) должна было иметь свою копию "Орденской книги". Сами мариане рассматривали Устав своего Ордена в том виде, в каком он был зафиксирован в рукописи 1264 г., как вечный и неизменный. Поэтому все новые правила и законы, принятые при последующих Верховных Магистрах, никогда не включались в текст самого Устава, а лишь присовокуплялись к нему в виде приложений или дополнений. Естественно, с течением времени, по мере увеличения числа рукописных копий, в них стало вкрадываться все больше различий и неточностей, связанных не только с языковыми и  диалектальными различиями, но и с небрежностью или с недостаточной грамотностью переписчиков-копиистов, а также с местными особенностями, дополнений. Поэтому в 1442 г. Капитул Тевтонского Ордена принял решение о проведении генеральной ревизии "Орденской книги" мариан и об изготовлении, на основе подвергнутого ревизии текста, трех "образцовых" копий, предназначенных к хранению одна – в Мариенбурге (тогдашней резиденции Верховного Магистра мариан), другая – в Горнэке (тогдашней резиденции марианского магистра Германии), третья – в Риге (тогдашней резиденции ливонского ландмейстера Тевтонского Ордена). Все последующие копии дозволялось делать только с одной из этих трех образцовых копий. Так в 1442 г. немецкая версия была официально объявлена единственной имеющей силу версией Устава тевтонских рыцарей.

Рукописных вариантов Устава Тевтонского Ордена до нашего времени дошло очень немного. В 1890 г. немецкий исследователь Макс Перльбах насчитал тридцать четыре манускрипта, датируемых XIII-XV вв., из них двадцать четыре были написаны на немецком, пять – на латинском, четыре – на голландском и один – на французском языке. Самым древним из них был датируемый 1264 г. манускрипт на средневерхненемецком языке, хранившийся в Берлине. Все эти рукописи хранились в Германии или Австрии. В результате Второй Мировой войны это число уменьшилось на восемь манускриптов (шесть из которых хранились в Кенигсберге, а два – в Берлине; оба города, как известно, сильно пострадали в ходе боев за них между германскими и советскими войсками). Еще один манускрипт Устава Тевтонского Ордена, написанный немецким курсивом и датиру8емый XV в., после окончания Второй Мировой войны оказался, в качестве военного трофея, в отделе редких книг библиотеки Пенсильванского университета (США).

Здесь конец и Господу нашему слава!

ПРИМЕЧАНИЕ

/1/ Вигилии (от лат. vigilia, бдение), в римско-католической Церкви — общественные богослужения установленного чинопоследования, устав которого изначально предполагал проведение от захода солнца до рассвета, требуя от всех его участников бодрствования (отсутствия сна). Вигилии обычно проводятся в канун праздников. Понятие "кануна" в определении вигилии означает, что служба должна начинаться вечером накануне праздника. Литургия вигилии может включать чтение и пение псалмов, молитв и гимнов, проповеди и чтения из Библии, из Святых отцов. Литургическая терминология Русской Православной Церкви, отраженная, в частности, в "Православной энциклопедии", не знает термина "вигилии" — здесь соответствующие богослужения Православных Церквей принято назвать Всенощным бдением или Всенощной. В то же время, термин "Всенощная" не применяется в русской православной литературе ни к соответствующим чинопоследованиям католической и других не православных христианских Церквей, ни к службам и обрядам других религий и культов, предполагающих их совершение ночью.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

УСТАВ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА

ОБ УСТАВЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА

Се - Устав братий, служащих Немецкому Братству Св. Марии. Во славу всемогущей Троицы. Здесь начинается Устав братий Госпиталя (странноприимницы) Св. Марии Немецкой в Иерусалиме, коий разделен на три части. Первая часть рассказывает о целомудрии, послушании и житии в бедности, сиречь без имущества. Во второй говорится о госпиталях, о том, как и где они должны учреждаться. В третьей говорится о правилах, кои и должны соблюдать братия. 

1. О целомудрии, послушании и бедности и их соблюдении

Есть три вещи, кои составляют основу любой религиозной жизни, и они прописаны в сем Правиле. Первое - пожизненное целомудрие, второе - отказ от собственной воли, т.е. послушание вплоть до смерти, третье - принятие бедности, т.е. житие без собственности после вступления в сей Орден. Сии три вещи воспитывают и делают посвященных подобными Господу Нашему Иисусу Христу, Коий был и остается целомудренным телом и душой, и Коий принял великую бедность при Своем рождении, когда обернули Его в истрепанные пелены. Бедности следовал Он всю Свою жизнь до того как нагим был Он распят на кресте за грехи наши. Он также дал нам пример послушания, ибо до самой смерти послушен был Отцу Своему. Таким образом Он освятил в Себе святое послушание, когда говорил Он: "Я пришел не по Своей воле, а по воле Отца Моего, Того, Кто послал Меня". Также Св. Лука пишет, что Иисус, покидая Иерусалим с Марией и Иосифом, был послушен им. На сии три вещи, целомудрие, послушание, и житие без собственности, полностью опирается сила сего Правила, и они должны оставаться неизменными, так чтобы Мастер Ордена не имел власти освобождать кого-либо от сих трех вещей, ибо, если нарушена одна из них - нарушено все правило.

2. О том, что дозволено владеть собственностью, наследством, землей и крепостными сообща

Братия, по причинам больших затрат, возникающих от нужд столь многих людей и госпиталей, а также рыцарей, и больных, и бедных, могут владеть сообща и вместе во имя Ордена и его отделений, движимым имуществом и наследствами, землей и полями, винокурнями, мельницами, крепостями, деревнями, церковными приходами, часовнями, и другими подобными вещами, кои дозволены их привилегиями. Они также могут владеть, с пожизненным правом, людьми, мужчинами и женщинами, и крепостными, мужского и женского пола.

3. О свободе обвинять и отвечать на обвинения в законном порядке

Поелику любой религиозный орден, имеющий свободы и привилегии, дарованные ему Папским Престолом, неподсуден светским судам, то и сей святой Орден Братий Госпиталя Св. Марии Немецкой в Иерусалиме должен сознавать, что он пребывает под особой защитой Папского Престола. Но, дабы подобная защита со стороны Церкви никоим образом не вступала в противоречие с законом, мы объявляем, что братия в своих исках кому бы то ни было, сохраняют все свои свободы и привилегии, при условии, что действуют они не злонамеренно, честно и незлобиво по отношению к тем, кого обвиняют, либо кому предъявляют иск. А если им предъявлено обвинение, они ни в коем случае не должны вести себя хитро и/или лживо по отношению к своим обвинителям.

4. Об основании госпиталей

Поелику сей Орден имел госпиталь ранее, нежели рыцарей, что видно из его названия, ибо он называется Госпиталем, то мы объявляем, что в головной комтурии, либо же там, где порешит Мастер и Совет Ордена, во все времена должен быть госпиталь; однако же где-либо еще, если кто-либо желает передать уже основанный госпиталь, комтур и совет мудрейших братьев могут принять либо отклонить сие предложение. В иных комтуриях (комтурствах) сего Ордена, где нет госпиталя, госпиталь не может быть основан без особого распоряжения Мастера и Совета мудрейших братьев.

5. О том, как должно принимать больных в госпиталь

Больных должно принимать в госпиталь следующим образом. Когда больной прибывает, перед тем, как он будет помещен в госпиталь, он должен исповедаться, если он достаточно силен, и если присутствует духовник, и он должен получить причастие, если духовник советует это. И если у него есть какая-либо собственность, брат, отвечающий за госпиталь, должен сохранить ее, выдав больному расписку в получении сего имущества. Также он должен предупредить больного, что он заботится о благополучии его души, и что все распоряжения и решения больного относительно его собственности будут по возможности выполнены.

6. О том, как должно заботиться о больных в госпитале

Затем, после размещения больного в госпитале, за ним должно, на усмотрение госпитальера, который должен решить каковы нужды больного, ухаживать прилежно, с тем, чтобы в головной комтурии, где (пребывает) глава Ордена, было столько лекарей, сколько требуют нужды комтурии и сообразно количеству больных, и к больным должно относиться сострадательно и любовно заботиться о них, согласно суждению лекарей и обстоятельствам комтурии, и каждый день им должно давать пищу перед тем, как братия садятся за стол, и по воскресениям Послания (апостолов) и Евангелия должно читать им и окроплять их Святой Водой и братии должно в шествии следовать к ним. В иных комтуриях их должно милосердно кормить в надлежащее время. По воскресениям Послания и Евангелия должно читать им и окроплять их Святой Водой, но без шествия, ежели только комтур, на свое усмотрение не прикажет иное. Также мы оставляем на его усмотрение, в совете с мудрейшими из братий, снабжение лекарей в поименованных госпиталях. Далее, внимательно следить должно, чтобы во всех госпиталях у больных не было недостатка в свете ночью. Тот же, кто умрет в госпитале в любое время до Вечерни, должен быть похоронен сразу же, если это устраивает начальство. Умершие же после Вечерни должны быть похоронены на следующий день после Заутрени, если только глава госпиталя не примет иное решение. Мы также желаем, чтобы строго соблюдалось следующее правило: везде, где есть госпиталь, брат, коему Мастер или заместитель Мастера доверил заботу о больных, должен заботиться об их душах равно как о телах и стараться служить им смиренно и преданно. Комтуры также должны следить внимательно, дабы больные не испытывали недостатка в пище и иных своих нуждах, насколько это может быть соблюдено. Однако, если вопреки стараниям или вследствие небрежения тех, кои заботятся о нуждах больных, больными будет пренебрежено, тогда братия, служащие в госпитале, должны известить об этом Мастера либо начальство, кои и должны наложить на провинившихся должное наказание, согласно тяжести проступка. Тот, кому доверены больные, также должен, елико возможно, держать в подчинении слуг, кои должны привносить преданность и покорность в задачу сострадательного и верного служения больным; и ежели очевидное пренебрежение со стороны тех, кто ухаживает за больными, будет им замечено, он не должен оставить сие безнаказанным. Комтуры, равно как и остальные братия, должны всегда помнить, что, вступая в сей святой Орден, они торжественно клялись служить больным точно так же, как поддерживать честь рыцарства.

7. О том, как должно высылать собирателей милостыни

Поелику забота о больных влечет за собой огромные траты, в соответствии с уступками в привилегиях Ордена, могут быть посвящены в духовный сан с особого разрешения Мастера или комтура и высланы сборщики милостыни для больных, кои  должны быть религиозны, и избраны для этой цели, и кои могут провозглашать папские индульгенции (отпущения грехов) мирянам, а также напоминать людям (о необходимости) приходить на помощь госпиталям, подавая милостыню. Они также должны быть примерного поведения, дабы, как это сделали сыновья Илия, не отвратить людей от пожертвований Богу и от подачи милостыни для больных. Также, они не должны быть неумеренными в тратах своих, и, когда они путешествуют по стране и приходят в одну из комтурий Ордена, должно им благодарно принимать предложенное им братиями и довольствоваться этим, не требуя большего.

8. О том, как братия должны приходить и выслушивать божественные службы и обряды

Братия, священники и светские, должны сообща и вместе днем и ночью посещать богослужения и почасовые молитвы, и священники должны петь и читать службы согласно требнику и сводам, положенным Ордену; мирские братия, присутствуют ли они на службе или находятся где-либо еще, должны на Заутреню прочесть Отче Наш тринадцать раз, семь раз прочесть Отче Наш в любой другой канонический час, кроме Вечерни, когда они должны прочесть Отче Наш девять раз. В часы же Святой Девы они должны столько же раз прочесть Отче Наш, и ежели мирские братия достаточно образованны, так что некоторые из них, по своей воле, либо с разрешения брата настоятеля, желают читать псалмы и другое, имеющее отношение к службе священников, со священниками в канонические часы или же часы Девы Марии, то таковые братия освобождаются от чтения (молитвы) Отче Наш, установленного для мирских братий. Братиям, занятым на постах (стоящим на страже), дозволено отсутствовать на богослужении и ужине, когда долг их не позволяет им посетить их. В Заутреню, после приглашения и гимна, братия должны воссесть вместе, но когда читаются Евангелия и поются хвалебные гимны, а также в часы Святой Девы, все здоровые должны встать, и те, в своих часовнях и молельнях, должны подняться со своих мест, кладя поклоны на каждый (возглас) Слава Господу Нашему в почтении к Святой Троице. Но когда они стоят, то должны кланяться при (возгласах) Слава Господу Нашему с заметным наклоном тела. Они должны также прилежно следить (за тем), чтобы не потревожить других шепотом, громким говором либо не установленными молитвами, а также прилагать все усилия (к тому), чтобы то, что произносят их уста, шло бы из их сердца, ибо любая молитва приносит мало пользы, если возносится без участия сердца.

9. О том, как часто в году должны братия принимать причастие

Поелику Господь Наш сказал в Евангелии: "Евший Мою плоть и пивший кровь Мою, во Мне пребывает, а Я в нем", и "не увидит он смерти," то мы постановляем, чтобы все братия сего Ордена принимали Святое Причастие семь раз в году. Первый раз - в четверг перед Пасхой, тот самый четверг, когда Господь Наш Иисус Христос впервые установил причастие и дал Свое тело и кровь Свою Своим ученикам и приказал им начать обедню в память Его; второй раз - на Пасху; третий раз - на Троицын день; четвертый раз - во время Мессы Святой Девы в Августе; пятый раз - во время мессы на День Всех Святых; шестой раз - на Рождество; седьмой раз - в день Богоявления. Не должно принимать Святое Причастие меньшее количество раз, ибо иные Ордены, где также есть мирские братия, приучены причащаться гораздо чаще.

10. О том, как должно возносить молитвы о живых и мертвых

Мертвым, кои уже предстали пред судом Господним, и посему нуждаются в скорой помощи, братия должны уделять внимание, дабы не задерживать ту помощь, кою обязаны предоставлять. Посему мы постановляем, чтобы каждый присутствующий священник отслужил заупокойную службу, изложенную в требнике Ордена, за каждого брата своего Ордена, недавно почившего, а каждый мирской брат должен прочесть сотню Отче Наш за упокой души брата своего. Братия там, где нет монастыря, должны прочесть столько же (молитв). Каждый брат должен каждый день читать пятнадцать раз Отче Наш за всех братьев, где бы они не расстались с сим миром. Более того, каждый брат священник сего Ордена должен отслужить ежегодно десять месс за грехи и во спасение всех братий и слуг, жертвователей и друзей Ордена, еще живущих, и десять месс за упокой душ умерших. Церковнослужители, не являющиеся священниками, должны прочесть три Псалма за живых и столько же за мертвых. Всякий мирской брат должен читать Отче Наш тридцать раз в день в предписанные часы за благодетелей, слуг и всех друзей Ордена, еще живущих, и столько же за усопших. Однако они не должны возносить эти молитвы во время поста. Обязанностью братства, где скончался один из братий, является отдать лучшее одеяние почившего бедняку, а также, в течение сорока дней, еду и питье, потребные для (пропитания) одного брата, ибо милостыня освобождает от смерти и укорачивает наказание души, отошедшей в праведности. Никто из братий не должен делать никаких иных пожертвований в любое время года.

11. О том, как и что братия могут использовать в качестве одежды и постели

Братиям сего Ордена дозволено носить и использовать холст для нижних рубах, подштанников и чулок, простыней и покрывал, а также для иных вещей, по необходимости. Верхняя одежда должна быть спокойных тонов. Братия рыцари должны носить белые плащи, как знак своего рыцарства, но другие их одежды не должны отличаться от одежд остальных братий. Мы постановляем, чтобы каждый брат носил черный Крест на плаще, на покрытиях шлема и брони (нашлемниках и налатниках), дабы показывать наружно принадлежность свою к сему Ордену. Меховые изделия, рясы и одеяла не должно изготавливать из меха иного, кроме меха овец и коз, однако, никому не должно давать козий мех, если только он сам о том не попросит. Братия должны иметь обувь без шнурков, пряжек или колец. Также, те братия, кто заведует одеждой и обувью, должны заботиться о том, чтобы снаряжать братий таким тщательным и подобающим образом, чтобы каждый имел нужный размер, не слишком длинный, не слишком короткий, не слишком узкий, не слишком широкий, и чтобы каждый мог без какой-либо помощи одеть и снять свои одежды и обувь. Что касается постельных принадлежностей, всякий брат должен довольствоваться спальным мешком, ковриком, простыней, покрывалом из холста или тонкого полотна и подушкой, если только брат, заведующий спальными принадлежностями, не выдает больше или меньше означенного. Также подобает при получении новых вещей, возвращать старые, дабы тот, кому возвращаются вещи, мог раздавать их слугам и бедным. Но если случится, не дай Бог, что брат упорно настаивает на получении оружия или вещей лучших или более изящных чем те, что ему выдали, то он заслуживает получения худших. Ибо сие показывает, что тот, кто заботится в первую очередь о нуждах тела, не имеет крепости в сердце и внутренней добродетели. Поелику духовные лица, в миру живущие, должны показывать свою веру своим одеянием, тем более подобает состоящим в Ордене носить особые одежды.

12. О бритье духовных и мирских братий

Все братия должны стричь свои волосы по образцу монахов и духовенства, дабы и спереди и сзади их можно было опознать как людей, принадлежащих к религиозному ордену. Что касается бороды и усов, также необходимо следить, чтобы они были не слишком коротки и не слишком густы. Духовные братия должны иметь тонзуру не слишком малого размера, как то приличествует состоящим в ордене, и, поскольку они служат мессу, они должны брить свои бороды.

13. О том, как и что братия должны есть

Когда братия собираются для принятия пищи, клирики должны прочесть благословение на свой выбор, мирские же братия - Отче Наш и Аве Мария, и все должны принять пищу данную милостью Божьей и монастырем. Трижды в неделю, в воскресенье, вторник и четверг, братиям дозволено есть мясо; другие три дня им дозволено вкушать сыр и яйца, а в пятницу - рыбу; однако им дозволено вкушать мясо в любой день, на который приходится Рождество, даже если это - пятница, ибо в сей день радуется все живое. Всем братиям должно давать одинаковую пищу и распределять ее равно, соответственно положению, месту и нужде брата, однако среди братий большее внимание должно уделять потребности, нежели положению. Ничто нельзя забирать у одного ради нужды другого, но каждый должен получать долю согласно своей потребности. Также не должны они желать для себя всего, что они видят отданным другим, в большей нужде (т.е. испытывающим большую потребность). Пусть тот, чья нужда (потребность) меньше, благодарит Господа; пусть тот, чья нужда (потребность) больше, из-за болезни, смиряет себя, и когда получает больше из-за слабости своей, пусть не возгордится проявленной к нему милостью; и так все братия будут жить в мире и согласии. Мы предупреждаем, что должно избегать особого воздержания, кое заметно отличается от общего. В своих монастырях братия едят по двое (из одной тарелки или миски), кроме овощных блюд, и пьют раздельно (из отдельных чаш). Далее, в тех комтуриях, где есть конвент братий, состоящий из комтура и двенадцати братий, по числу апостолов Христовых, должен соблюдаться обычай чтения (священных текстов) за столом, и все вкушающие должны слушать в тишине. Дабы не только уста вкушали пищу, но и уши, жаждущие слова Божия. Однако, находящиеся за столом, в случае нужды (в случае настоятельной необходимости), могут тихо и в нескольких словах разговаривать с теми, кто прислуживает, или с другими людьми, с коими им требуется решить какие-то мелкие дела. Прислуживающие и те, кто сидят за вторым, отдельным от конвента столом, и братия в маленьких комтуриях, где нет (правила) чтения за столом, должны стремиться хранить молчание, насколько это позволяют дела комтурии, если только комтур, из-за гостей, не дает разрешение на разговоры. Братия не должны вставать из-за стола до того, как закончили прием пищи, если только это не неотложное дело, после чего они могут вернуться и закончить прием пищи. Когда прием пищи окончен, клирики (священники) должны прочесть молитву на свой выбор, мирские же братия - дважды Отче Наш и дважды Аве Мария, после чего они должны чинно отправиться в церковь либо туда, куда их направит начальник. Оставшиеся целыми караваи хлеба должно сохранять, остальное же может быть роздано как милостыня.

14. О подаянии милостыни и десятины хлеба

Полезным постановлением сего Ордена, продиктованным благочестием, является то, что во всех комтуриях сего Ордена, где есть церкви или часовни, десятина (десятая часть) хлеба, испеченного в печах комтурии, раздается бедным, либо же, вместо хлеба, трижды в неделю раздаются обычные подаяния.

15. О соблюдении братиями поста

С воскресенья перед днем Св. Мартына до Рождества, и семь недель перед Пасхой, кроме воскресений, кроме того на Двенадцатую Ночь (Канун Богоявления), и вечер Введения во Храм Пресвятой Богородицы, канун Св. Матфея, пятницы со Дня Всех Святых до Пасхи, день Св. Марка, если только он не приходится на воскресенье, а также три дня, когда носится Крест Господень, и в канун Троицына дня, и в пост накануне Св. Иоанна Крестителя, и Св. Петра и Св. Павла, и Св. Иакова и Св. Лаврентия, и в пост накануне Дня Богородицы в августе (Успения Пресвятой Богородицы), в день Св. Варфоломея, и в вечер Рождества Богородицы, и на Св. Матфея, Св. Симона и Св. Иуду, в канун Дня Всех Святых, на Св. Андрея, Св. Фомы, и на Двенадцать Дней Поста, братия должны принимать лишь постную пищу, если только телесная немощь или какая другая нужда не требует иного; и если сочельник выпадает на воскресенье, то им должно поститься вместо этого в субботу. По пятницам, с Пасхи до Дня Всех Святых братиям должно потреблять постное дважды в день, если только, дабы миряне не возмутились, комтур с лучшими из братий не посоветуют иного.

16. О вечернем питье

Каждый постный день братия должны иметь полдник; в иные дни, когда они едят дважды, они не имеют его, если только не имеется специального предписания комтура. В дни полдника братиям, после Вечерни, до Повечерия должно собраться на полдник и, вознося благодарения Господу, принять предложенный им напиток; и так как в других Орденах, где есть полдник, производятся чтения (за столом), коим внимают в тишине, мы советуем братиям хранить молчание во время полдника, или говорить только на достойные темы, избегая простых сплетен. После того, как они услышат сигнал, они должны идти на Повечерие.

17. О том, как и где братия должны спать

Все здоровые братия, если это легко устроить, должны спать вместе в одной комнате, если только начальствующий над ними не прикажет некоторым братиям, вследствие исполнения ими обязанностей или по каким-либо иным причинам, устроиться на ночь иным образом; и когда они спят, им должно спать в подпоясанных нижних рубахах, подштанниках и чулках, как принято у истинно верующих.

18. О том, как братия должны хранить молчание

После Повечерия братия должны хранить молчание до Заутрени, ежели только в это время им нет необходимости поговорить со своими слугами, или кем-либо еще, исполняющим свои обязанности, или заботящимся об их конях или их оружии или выполняющими какие-либо еще данные им приказания; для этого они должны выбрать наиболее подходящее время и делать это как можно быстрее и тише. Однако есть исключения из этого правила, такие, как нападение разбойников (воров) или пожар; и любой, отворивший для подобных речей свои уста, должен прочесть перед сном Отче Наш и Аве Мария.

19. О том, что никто из братий, кроме должностных лиц, не может иметь печать

Мы также постановляем, чтобы никто из братий, кроме тех, кому доверена канцелярия, не мог иметь печать или посылать письма или читать письма, посланные ему кем-либо, без разрешения настоятеля, пред кем, если ему будет угодно, полученное письмо или письмо посылаемое должно быть прочитано.

20. О том, как братия могут получить дозволение на то, чтобы отдавать, получать (вещи) и обмениваться вещами

Братия могут обменивать или отдавать без разрешения то, что они изготовили из дерева, кроме вещей, доверенных брату для собственного использования настоятелем, и которые он не должен обменивать или отдавать без разрешения хозяина; также ни один брат, кроме комтура, не может получать подарки для своего собственного использования без разрешения вышестоящего начальства, кое также властно решать, хочет ли оно дозволить брату оставить подарок себе или отдать кому-либо еще.

21. О том, что не могут они иметь личных замков и ключей

Поелику религиозные люди должны любыми способами избегать собственности, мы желаем, чтобы братия, которые живут в монастырях, обходились без ключей и замков для сумок и ларцов и сундуков и всего прочего, что может замыкаться (запираться). Исключением из сего правила являются братия, кои путешествуют, а также должностные лица, чьи должности требуют подобных вещей на благо всего монастыря.

22. О рыцарях

Поелику сей орден учрежден особливо для рыцарей, сражающихся против врагов Креста и Веры, и поелику обычаи врагов в сражении и иных делах весьма разнятся в разных землях, и таким образом необходимо противостоять врагам разным оружием и разными способами, мы оставляем на усмотрение старшего меж братиями все вопросы, касающиеся рыцарей, лошадей, оружия, слуг и других вещей, надлежащих и допустимых (для употребления) братиям в битве, дабы он приказывал и решал все вышеупомянутые вопросы совместно с советом мудрейших братий провинции, в коей идет война, или же с теми, кто рядом, если он не может отложить решение этих вопросов, не повредив остальным братиям. Однако, необходимо строго соблюдать следующее правило: седла и уздечки и щиты не должны неумеренно покрываться золотом и серебром, равно как и иными мирскими цветами. Копья, щиты и седла не должны иметь чехлов, но тонкие пики (наконечники пик) могут покрываться ножнами, дабы оставались они острыми для нанесения ран врагам. Также, ежели Мастер, или брат, облеченный такой властью Мастером, дает просто так или взаймы другим людям животных и оружие, данное ранее братиям временно для личного пользования, тогда братия, коим это было дано, ни в коем случае не должны возражать, дабы не подумали, что хотят они удержать для себя навсегда то, что было дано им лишь временно. Далее, мы постановляем, чтобы ни один брат не желал иметь оружие либо животное, как свою личную собственность. Если же случится, что брату было дано что-либо, неподобающее к использованию, он должен смиренно и скромно известить об этом того, кто отвечает за данную службу, и оставить решение этого вопроса на его усмотрение.

23. Об охоте

Братиям не должно участвовать в охоте, как она ныне проводится, с науськиванием и гончими и соколами и приманками. Но если у них есть, либо они приобретут в дальнейшем, в некоторых провинциях, густые леса, от которых могут получить они много дичи и шкур, тогда им дозволяется иметь охотников, коих братия могут сопровождать с оружием в руках для защиты от злых людей. Однако не должно им носиться по полям и лесам за дикими животными со стрелами и другим оружием. Далее, мы разрешаем им преследовать без гончих волков, рысей, медведей и львов, и уничтожать их, но не как пустое времяпровождение, а ради общего блага. Между тем, братия могут также стрелять птиц, дабы упражняться в стрельбе и повышать свое мастерство.

24. Об уходе за больными братиями

Поелику больные имеют право на особый уход и внимание, мы желаем, чтобы уход за больными доверялся тем, кои предусмотрительны и преданны, кои с усердием честно уделяли бы внимание каждой их нужде и удобствам и полностью следовали бы наставлениям врача, ежели таковой полностью надежен.

25. О старых и немощных братиях

О старых и немощных братиях должно великодушно заботиться соответственно их немощи; относиться к ним должно с терпением и почитанием; никто ни в коей мере не должен быть строг к телесным нуждам тех, кто держит себя благородно и благочестиво.

26. О том, как должны братия жить в дружбе и братской любви

Все братия должны вести себя друг с другом так, чтобы дружеское согласие во имя братства не обернулось жестокосердием, но должно им обратить внимание на то, чтобы жить вместе, в братской, любви, согласно и дружно в духе доброты, так чтобы могли сказать о них: как хорошо и приятно братиям проживать вместе в единстве, которое есть согласие. Пусть всякий, как только может, несет тяготы другого, и, в соответствии с советом апостолов, будет прилежен в уважении другого. Никаких злых речей - ни перешептывания, ни клеветы, ни хвастовства о делах минувших, ни лжи, ни проклятий или оскорблений, ссор или праздных слов не должно исходить из братских уст. Но если кто-либо из братий обидит другого словом или делом, пусть не замедлят они достигнуть примирения, и немедленными словами залечат раны в сердце другого, кои нанесли словом или делом; так Апостол учит нас, что солнце не заходит над нашим гневом, что означает, что он (гнев) не длится до заката; и как Господь Наш Иисус Христос учит нас в Евангелии: "Ежели что принес ты пред алтарь и вспомнил, что брат твой имеет обиду на тебя, оставь подношение свое и поторопись примириться с братом своим и лишь потом соверши жертвоприношение".

27. О том, как все братия должны собираться на совет

Мастер Ордена или его заместители должны созывать всех братий, когда они собираются решать вопросы, касающиеся всего Ордена в целом, продолжать ли или изменить политику Ордена, а также вопросы отчуждения земли или другой собственности Ордена, для чего разрешение должно быть получено от Мастера и Собрания, а также вопросы принятия в Орден; затем, то, что решат мудрейшие из братий после обсуждения, Мастер или его заместители должны воплотить в жизнь. В случае разногласий, Мастер или его заместители могут решить кто из братий мудрее; кроме того, благочестие и благоразумие, знания и доброе имя (хорошая репутация) должны иметь вес больший, нежели простое большинство. Более мелкие вопросы могут быть решены без всеобщего сбора братий. Самые мелкие вопросы они могут решать сами. Ежели случится, что какие-то важные вопросы, касающиеся комтурии или Ордена в целом, необходимо будет обсудить после Повечерия, сие может быть сделано, при условии, что братия будут избегать праздных слов и слов, к смеху приводящих. Присутствующие на подобном совете также должны прочесть Отче Наш и Аве Мария перед отходом ко сну.

28. О том, как братия должны подавать людям хороший пример

Ежели братия путешествуют или идут на врага или по своим делам, так как они крестом своим показывают знак кротости и Ордена, они должны стараться примерами дел хороших и слов полезных показывать людям, что Бог с ними и внутри них. Ежели ночь застанет их в дороге, они могут, после Повечерия или до Заутрени, говорить на темы нужные и достойные, но не в гостинице после повечерия, исключая случаи выше описанные. Должно им избегать гостиниц и мест с дурной славой (плохой репутацией); также должно иметь им свет в комнате своей всю ночь, дабы не случилось ничего дурного с их репутацией или же имуществом. Когда они в пути, странствуя с места на место, то могут посещать богослужения и молитвы, где бы то ни было, а по возвращении, в случае усталости от оружия (доспехов) или дороги, могут быть они освобождены утром от Заутрени; и не только с дороги уставшие, но и занятые нужными делами могут быть от того освобождены. Свадьбы и собрания рыцарей и другие собрания и пустые развлечения, кои дьяволу служат гордостью мирскою, братиям должно посещать редко, только лишь по делам Ордена либо для спасения душ заблудших. Братия должны избегать разговоров с женщинами в подозрительных местах и в подозрительное время, особливо же с девами, а также должны они избегать целовать женщин, ибо это есть прямое проявление невоздержанности и мирской любви, и потому запрещено (братиям) целовать даже матерей и сестер своих. Никто из братий не должен иметь дела с людьми, от Церкви отлученными, либо с теми, кто публично анафеме предан, кроме особо разрешенных случаев. Также никто из братий не может быть крестным отцом, кроме как в случае смертельной необходимости.

29. Об испытании тех, кто желает вступить в сей Орден

Тому, кто желает вступить в сие честное братство, должно дать испытательный срок, достаточный, чтобы он понял и познал все тяготы, ожидающие его на службе Ордену, а братия могли узнать его характер, если только не желает он избежать сего испытательного срока, и поручитель его согласен, в каковом случае ему должно принести обет полного послушания. Затем комтур или священник должны дать ему плащ с Крестом, освященный простым благословением и окропленный святой водой, ибо получает он одеяние Ордена с Крестом и ничто более не отличает его от тех, кто пришел в Орден ранее его.

30. О том, как следует принимать в Орден детей

Мы также желаем, чтобы ни один ребенок не получил одеяния Ордена и не был принят в Орден до достижения им своего четырнадцатилетия. Если же случится такое, что отцы или матери или опекуны приведут ребенка в Орден до достижения им своего четырнадцатилетия, или же ребенок придет добровольно, и если братия желают принять его, то должно воспитывать его до четырнадцати лет, после чего, если он и братия согласны, его должно принять в Орден обычным образом.

31. О том, как должно принимать женщин на службу Ордену

Далее заявляем мы, что ни одна женщина не может быть принята в полное служение и братство в сем Ордене, ибо зачастую храбрость мужей сильно смягчается от близкого общения с женщинами. Тем не менее, поскольку есть некоторая помощь больным в госпиталях, равно как и обращение со скотом, с коими женщины справляются лучше мужчин, дозволено держать женщин для такого рода вещей. Однако, их можно принять лишь с разрешения комтура, и, когда они приняты, их следует размещать отдельно от братий, ибо целомудрие братий, живущих вместе с женщинами, хотя бы и постоянно при свете, все равно в опасности, и также это не может долго продолжаться без скандала.

32. О приеме тех, кто женат, в качестве прислуги

Так как Орден может нуждаться в людях, мы позволяем принимать в качестве прислуги в Орден мирских людей, женатых и одиноких, кто предает тело свое и собственность братиям; более того, их жизнь, как то и подобает, должна быть честной, и не только должны они избегать явных грехов, но не должны также гнаться за незаконными прибылями и торговлей. Они должны носить одежды религиозных оттенков, но не с полным крестом. И если женаты они и один из супругов умирает, половина имущества почившего отходит Ордену, а вторая половина - супругу до скончания жизни его; а по смерти второго супруга, все имущество отходит Ордену. Также все, приобретенное ими после принятия в Орден, отходит Ордену. Заявляем также, что по желанию и усмотрению комтура, некоторые лица могут быть приняты в Орден и на иных условиях, если только комтур находит это полезным.

33. О том, как следует принимать тех, кто служит из милосердия или за деньги

Если кто-либо желает служить Ордену из милосердия или за деньги, так как трудно принять специальное правило, годное для всех подобных случаев, мы заявляем, что оставляем это на усмотрение должностного лица, ответственного за принятие соискателей; далее, никто из братий не имеет права бить служащих из милосердия или за деньги, кроме должностных лиц, кои, дабы исправить дурное поведение своих подчиненных, могут подвергать их телесному наказанию, как это принято. Ежели случится, что рыцарь, либо человек достойный сего звания присоединится к Ордену, чтобы служить из милосердия с оружием в руках, и затем погибнет, каждый из братий, присутствующих при этом, должен прочесть тридцать раз Отче Наш во спасение его души, и также должно в течение семи дней отдавать бедным такое количество пищи, которое обычно потребляет один брат.

34. О заботе Мастера о братии

В Ковчег Завета были положены розга и манна небесная, что означает для нас, что судьям должно применять и то, и другое: одно кротко призывает к милосердию, другое - справедливо требует строгости. Посему Мастер, коий поставлен над всеми и должен сам подавать всем братиям добрый пример, должен и порицать непокорных и принимать больных, и должен ободрять павших духом и быть мягким и терпеливым со всеми, и должен нести в руках своих розгу и посох, согласно словам пророка; розгу бдительности, с помощью коей, денно и нощно следя за вверенной ему паствой, он милостиво освобождает ленивых от смертельного сна лености и пренебрежения священными обрядами, усердно и справедливо пресекает любое неповиновение; посох же олицетворяет отеческую заботу и сострадание, коим должен он поддерживать ноавственно неустойчивых и укреплять малодушных и сокрушенных печалью, дабы они, неободренные, не были побеждены отчаянием.

35. О том, как должны они убеждать, советовать и обвинять друг друга

Если случится, что один из братий узнает о скрытых грехах другого, он должен мягко и истинно по-братски убедить его раскаяться и сознаться в своих прегрешениях. Но если тот что-то совершил открыто противу души своей, или же противу чести комтурии или Ордена, сим не должно пренебрегать, и должно убедить его предстать перед мастером и братиями и смиренно просить прощения. Но также, если тот не согласится признать свою вину и будет приведен к сознанию вины пред мастером и братиями, то пусть понесет он строжайшее наказание.

36. О том, как братиям должно исправлять свои проступки

Ежели брат словом или делом совершит пустячный проступок, он должен раскрыть сие перед начальником своим и исполнить указанное тем, во исправление проступка. За мелкий проступок и наказание должно быть соответствующим, ежели только сии мелкие проступки не повторяются столь часто, что не остается ничего, кроме как ужесточить наказание. Если же случится, что будет кем-либо открыт проступок, коий брат собирался скрыть, должно наказать его более сурово, нежели обычно наказывают за подобный проступок. Ежели же проступок велик, его должно отделить от общества братий, и не дозволять ему вкушать пищу совместно с братиями и садить его должно отдельно ото всех. Он же должен быть полностью покорен воле и приказам мастера и братиев, дабы и он мог спастись в Последний (Судный) день.

37. О внимательности Мастера в своей свободе действий

Мастер вправе освободить от любого из обязательств, изложенных в сем Уставе, кроме трех - целомудрия, бедности и послушания - и, с должным вниманием ко времени, месту, человеку и нуждам дела, давать подобные освобождения, но делать сие таким образом, чтобы в каждом особливом случае действовать во славу Божию, с должным вниманием к благочестию и соображениям пользы дела. Аминь.

Конец Устава.

Перевод: Вольфганг Акунов