Уберизация в грузоперевозках

Сказ о том, как я искал машину на iCanDeliver (сейчас сервис называется просто Deliver)
Столкнувшись с «сенсационными» новостями об этом старт-ап проекте и поучаствовав в обсуждении, я решил копнуть поглубже. «А почему бы и не попробовать как это работает?» - подумал я и набрал адрес в браузере.
Итак, что же обещает нам «убийца табуреток»?
Консолидируя всё сказанное в интервью, написанное в аналитике и заявленное на сайте можно ожидать следующего:
1. Низкие цены, включая НДС 18%
2. Быстрый («моментально») подбор «ближайшей» машины (как в Uber)
3. Более 15000 перевозчиков, зарегистрированных в системе
4. Правильный документооборот
5. Полная юридическая и финансовая ответственность за сохранность груза, в том числе страхование груза.
6. Исключение из цепочки посредников
Сначала всё действительно походило на интерфейс такси-агрегаторов: вводится маршрут и вес груза…
Ну а дальше, дальше началось вполне стандартное для нашей сферы)
После регистрации моей заявки на 07/11 Москва-Тула груз 20 тонн система предложила подождать мне 4 часа. Так же мне было предложено так же выбрать тип подвижного состава тент или реф. За тент объявили 16000 руб.
В процессе ожидания решил поизучать документы, страховой полис, договор и все остальное, что можно найти на сайте.
Договор без особых хитростей так и называется : ДОГОВОР О ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОМ ОБСЛУЖИВАНИИ, предмет договора сформулирован как: обязательство выполнять или организовывать выполнение услуг, связанных с перевозкой грузов (транспортно- экспедиционных услуг).
Помимо договора есть так же документ под названием Условия транспортно-экспедиционного обслуживания iCanDeliver плюс приложение к нему и соглашение об использовании сайта
Под страхованием грузов, видимо, имеется в виду полис на страхование ответственности перевозчика/экспедитора.
Подробного детального анализа у меня, предупреждаю сразу, не получилось: я крайне ограничен в возможностях по скорости интернета и мне не удалось сразу скачать все документы, а на тот момент, как я это сделал, начальный запал прошел, да и предвзятое мнение об этом сервисе уже сформировалось.
Поэтому я перейду сразу к описанию своих ощущений.
1. В один клик не получилось. Всё-таки предполагается как минимум в первый раз подписание всех бумажек (даже электронно). С учетом, что помимо стандартных норм для перевозки здесь примешаны еще и условия по информационным технологиям, сама договорная работа становится дольше и сложнее. Добавлю так же, что после заявленных 4 часов ничего не произошло, а менеджер связался со мной только через сутки после размещения заявки (стоит отметить, дело было в воскресение, видимо, нерабочий день, наверное, поэтому позвонили мне только в понедельник). Поскольку на тот момент машины я уже нашел, и честно говоря рабочий день у меня начался весьма активно, я счел нецелесообразным продолжать общение с представителем сервиса и тратить своё время. Увы.
2. Ценник оказался выше рынка. Я своим клиентам могу предложить меньше.
3. За 4 заявленных часа не получилось; было ещё, кажется, что-то про 12 часов на подачу машины, но проверить мне не удалось.
4. Беглый анализ нормативного материала этого сервиса даёт мне основания заявить, что под красивой маркетинговой обёрткой новых технологий скрывается обычный интегратор рынка грузоперевозок (все называют их по-разному: экспедиторы, диспетчеры, etc.) К слову сказать, несмотря на название договора (транспортно-экспедиционное обслуживание) мне не удалось найти в нем упоминания экспедиторских расписок. Поручение экспедитору есть, а вот расписки нет. Я не даю этому факту никаких оценок, а лишь констатирую, что предлагаемая модель не предлагает меняться рынку автомобильных грузоперевозок, а лишь использует сложившиеся обычаи делового оборота.
5. Страхование. Могу ошибаться, но речь шла о страховании «от всех рисков» - то есть страхования имущества. Однако Полис на сайте сервиса говорит нам о совершенно другом виде страхования – страховании ответственности. Не вдаваясь в подробности отмечу, что разница между ними кардинальная: в первом случае грубо говоря страхуются все негативные последствия в судьбе имущества. При втором страховании только случаи ответственности. Я не знаю, изменилось ли что-то с тех пор, когда страхование ответственности экспедитора в нашей стране не осуществлялось по причине того, что государство не предусмотрело лицензии для такого страхования (и страховщики успешно оспаривали такие полисы в судах, например ВСК).
6. Справочный сервис для профессиональных логистов: якобы можно узнать актуальные расценки. Что ж, чтобы не быть голословным, приведу еще 1 пример: за перевозку груза из Киргизии сервис предложил мне 172500 руб. Я готов был дать машину клиенту за 150000. Клиент сообщил, что нашел сам за 125000. При этом не совсем понятно что с международный нулевым НДСом (сервис предлагает 18%)

Что остается в сухом остатке? Я буду сравнивать со своей работой, так как именно меня должна заменить предлагаемая система.
Оперативность – первичное обращение требует дополнительного оформления. Выходные и праздники, видимо, нерабочие. Я всё время на связи.
Цена и ценообразование. Как выяснилось, посредники делают работу всё ещё дешевле. К тому же, мои клиенты знают, сколько стоит машина, знают, сколько я зарабатываю.
Документооборот. Очень большой счет за счет электронных подписей и электронного документооборота. Я лично всё ещё на бумажном. Но зато мой документооборот безупречен: господа из профсоюза дальнобойщиков и господин Артамонов порадовались бы, если бы рассказал.
Легальность. Судя по названию договора – перед нами всё-таки не агрегатор, а «экспедитор». Это не минус, я хотел бы подчеркнуть. Но вопросы о соответствии законодательству (экспедиторская расписка) остались для меня открытыми.
По страхованию я уже высказался. Возможно делается и дополнительно полис на страхование груза. Не знаю, перевозку мне сделать не удалось.
Про холостые пробеги и лучшую оборачиваемость машины уже обсуждали, повторюсь только, что в настоящее время порожним ходит, наверное, только специализированный транспорт. К тому же клиенту от этого ни холодно, ни жарко: чем занимается машина в то время когда не везет его груз, ему, как правило, фиолетово, если это не влияет на ценник.
В качестве справочника по ценам сервис годится разве что на то, чтобы узнать верхнюю часть «вилки» - сколько «зарядит» клиенту модный сервис – ведь, как говорится, на эту разницу мы и живём.
В заключение хочется сказать вот что: на самом деле авторы этого проекта молодцы. Именно о такой интеграции бизнеса с информационными технологиями думают многие руководители транспортных компаний, однако, реализовать такую модель могут или смогли немногие. Ребята из iCanDeliver являются по сути первопроходцами; по их шагам мы можем судить о том, каким будет будущее в грузоперевозках, насколько проникающими в него окажутся современные технологии.