13 мифов об управлении бизнесом в России

Саммари на книгу «Как все испортить и разорить бизнес» Святослав Бирюлин, от kratko.pro
Саммари на книгу «Как все испортить и разорить бизнес» Святослав Бирюлин, от kratko.pro

Краткое содержание

Родом из 90-х
Почти каждая российская компания способна всего за несколько лет вырасти если не в несколько раз, то на десятки процентов просто за счет реорганизации своей работы. Быть эффективным отечественному бизнесу очень часто мешают засевшие в головах “дремучие и опасные” мифы, уходящие корнями в девяностые годы прошлого столетия. Осознать ложность этих установок – значит понять, как не нужно строить бизнес в России.

Миф 1. Чистая прибыль – главный критерий успешности бизнеса
Чистая прибыль, рассчитываемая как “разность между доходами и расходами” за определенный период, – один из самых простых финансовых показателей. Многие российские предприниматели, в особенности представители малого и среднего бизнеса, считают наличие у компании чистой прибыли, а тем более ее рост, явным признаком того, что дела идут хорошо. На самом деле нацеленность бизнеса на извлечение максимальной чистой прибыли можно сравнить с управлением самолетом при помощи одного лишь указателя скорости. Такая практика нередко приводит к неожиданному банкротству, казалось бы, вполне успешных предприятий. Чистая прибыль – это всего лишь расчетная “бумажная” величина, которая “не коррелирует напрямую с движением денежных средств”. Динамика этого показателя весьма обманчива и во многом зависит от “виртуальных” доходов и расходов (возврата или списания кредиторской и дебиторской задолженности, переоценки активов, поправок на амортизацию), прямо не связанных с успешностью бизнеса и востребованностью на рынке его продукта. Даже если за ростом чистой прибыли действительно стоит укрепление позиций компании на рынке, нельзя забывать, что этот показатель является лишь краткосрочным “ретроспективным” индикатором. А самое главное – концентрация на получении сиюминутного дохода мешает закладывать фундамент долгосрочного успеха. Для объективной оценки положения дел необходимо отслеживать целый комплекс финансовых, маркетинговых и HR-показателей, используя, например, систему сбалансированных показателей Нортона и Каплана.

Миф 2. Маркетинг – это “сухая теория”, бесполезная в реальном бизнесе
Российские бизнесмены крайне редко принимают управленческие решения с опорой на маркетинговые исследования и рекомендации маркетологов. Видимо, докризисная бизнес-среда не способствовала осознанию, что судьба любой компании зависит от рынка, и этот рынок надо изучать. Предприниматели и топ-менеджеры предпочитают руководствоваться своими вкусом, опытом и интуицией. Главным же источником информации о потребителях становится неформальное общение с работниками каналов сбыта – дилерами, дистрибьюторами, торговыми представителями. Отделам маркетинга обычно отводится скромная роль рекламного сопровождения продаж, в то время как у него должны быть намного более важные функции: сбор и систематизация информации о потребителях, изучение конкурентов, аналитика продаж, разработка новых продуктов и их вывод на рынок. Компании, игнорирующие современные маркетинговые инструменты, обречены развиваться методом проб и ошибок. Такой подход тоже относится к методам маркетинговых исследований, но из всех он самый дорогостоящий. Ошибочные решения обходятся намного дороже, чем услуги маркетологов, которые помогли бы этих ошибок избежать. Как известно, оборотная сторона проблемы – это возможность. Всеобщее пренебрежение маркетинговыми инструментами позволяет каждому желающему получить конкурентное преимущество, просто внедрив их у себя в компании.

Миф 3. Разработка корпоративной стратегии – пустая трата времени
В развитых странах необходимость для компании иметь “общий генеральный план развития”, или стратегию, не подвергается сомнению. Такой план формулирует цели и задачи бизнеса на несколько лет, сводит воедино все аспекты жизни предприятия и детализируется в планах всех структурных подразделений. Малый бизнес может работать и без стратегии, но фирме, занимающейся проектами со сроком реализации свыше года, она принесет ощутимую пользу. В России же распространено убеждение, что в наших реалиях этот документ все равно останется теоретической абстракцией. Неудивительно, что рядовые сотрудники обычно плохо понимают, чего от них хочет руководство, управленцы среднего звена видят цели бизнеса не так, как топ-менеджмент, а взаимодействие между подразделениями затруднено. Если рынок теряет интерес к продукту, это застигает предпринимателя врасплох и заканчивается катастрофой. Чтобы ваш бизнес не постигла такая участь, займитесь разработкой стратегии. В центре стратегии должен стоять потребитель и удовлетворение его потребностей, а не прибыль и конкуренты. Не ограничивайтесь 20 листочками: полноценная корпоративная стратегия требует 70–150 страниц текста. Стратегию необходимо пересматривать не реже раза в год, чтобы успевать вовремя реагировать на изменяющиеся условия ведения бизнеса.

Миф 4. “Высокая маржинальность товара” обеспечивает его высокую доходность
Среди российских предпринимателей бытует мнение, что выгоднее всего заниматься продажей товаров и услуг, которые можно продавать с высокой наценкой (маржой). Однако выбор в пользу того или иного бизнеса нельзя делать на основе лишь доли маржинальной прибыли в выручке, не принимая во внимание другие факторы. Так, розничный бизнес с высокой маржой обычно требует высоких расходов на аренду и квалифицированный персонал. Кроме того, конечный экономический эффект от торговли товаром определяется не только наценкой, но и его “оборачиваемостью”. Если один товар продается с наценкой 20%, но оборачивается лишь три раза в год, а другой товар продается с наценкой 10%, но зато позволяет продать 12 партий товара в год, то “коэффициент доходности товара” в первом случае составит 60% на вложенный капитал, а во втором случае – 120%. Получается, что в этой ситуации выгоднее торговать вторым товаром, несмотря на его “низкую маржинальность”.

Миф 5. Налоговая оптимизация – источник дополнительного дохода
Сокрытие части дохода все еще остается “излюбленным видом спорта российских предпринимателей”. На некоторых предприятиях доход от налоговой оптимизации превышает доход от его основной деятельности. Идти ли на уклонение от уплаты налогов, каждый решает сам. Но прежде чем это сделать, задайте себе простые вопросы:

  • Способен ли ваш бизнес генерировать “разумную доходность” без использования налоговой оптимизации?Если нет, то вы искусственно удерживаете на плаву бизнес, который фактически нежизнеспособен. В таком случае, возможно, лучше его просто закрыть.
  • Не превышают ли издержки доход? Использующим оптимизационные схемы предприятиям непросто получать кредиты. Они должны оплачивать труд бухгалтеров и IT-решения для ведения двойной бухгалтерии. Кроме того, они попадают в зависимость от своих сотрудников, знающих об имеющихся нарушениях. Стоит ли это всё экономии на налогах?

Миф 6. Процент от продаж и сдельная оплата – лучшие способы мотивации
Многие собственники бизнеса считают метод кнута и пряника самым лучшим подходом к стимулированию персонала. Поэтому в России столь популярны системы вознаграждения на основе результатов работы. Однако внедряя сдельную или процентную оплату труда, предприниматель фактически позволяет своим сотрудникам самим решать, насколько интенсивно трудиться, какой объем работы выполнять и какими путями достигать поставленных целей. А этого допускать нельзя. Нередко рабочий, которому платят за количество изготовленных деталей, начинает жертвовать качеством ради роста выработки, а менеджер по продажам, работающий “за процент”, – продавать товар с неоправданными скидками, лишь бы повысить объем выручки. Согласно зарубежным исследованиям, намного сильнее, чем денежное вознаграждение, сотрудников мотивируют хорошие отношения с непосредственным руководителем, благоприятный микроклимат в компании, точность и профессионализм при формулировании задач и другие нематериальные аспекты. Практика показывает, что эти выводы справедливы и в отношении российских работодателей.

Миф 7. Борьба с хищениями – приоритетная задача владельца бизнеса
В России бизнес традиционно несет очень высокие издержки, связанные с предотвращением воровства в его различных формах – от хищений на складах до злоупотребления служебным положением. Но оправдывают ли себя эти издержки? Подсчитайте, в какую сумму вам ежегодно обходится содержание корпоративной службы безопасности, а также различных учетчиков и контролеров. Эти деньги можно потратить намного эффективнее – например, внедрить на предприятии современные методы управления качеством, “электронные системы контроля” или произвести модернизацию производства.

Миф 8. Развивая бизнес, лучше обходиться без займов
Успешный бизнесмен – “тот, кто извлекает максимальный эффект из имеющихся ресурсов”. Поэтому если у вас есть возможность привлечь заемные средства и вложить их с доходностью, превышающей проценты по кредиту, вы просто обязаны это сделать. Правда, есть важное условие: в основе вашей уверенности в эффективности задуманной инвестиции должен лежать не беспочвенный оптимизм, а подробный бизнес-план, показывающий, каким образом вы планируете вернуть кредит с учетом возможных рисков.

Миф 9. Аутсорсинг съедает часть прибыли
Для российского бизнеса характерно содержание в штате многочисленного вспомогательного персонала (бухгалтеров, юристов, уборщиц, охранников, работников столовых, IT- и HR-специалистов, водителей), непосредственно не участвующего в основной деятельности по производству товаров и оказанию услуг. На Западе, напротив, стараются передать выполнение непрофильных функций специализированным компаниям, и такой подход экономически себя оправдывает. Согласно мировой статистике, наем одного сотрудника обходится в сумму, равную двум – восьми его месячным окладам. Более того, опыт показывает, что аутсорсеры за счет узкой специализации выполняют свою работу дешевле и качественнее, чем штатные специалисты, то есть не съедают ваши деньги, а экономят их.

Миф 10. Цель оптимизации бизнес-процессов – снижение издержек
Распространенность этого мифа приводит к тому, что оптимизация бизнес-процессов в российских компаниях порой не оправдывает ожиданий. На самом деле ее цель состоит не в снижении затрат, а в повышении эффективности бизнеса, то есть его “способности производить продукт или услугу требуемого качества в нужных объемах и в заданные сроки”. За хороший товар потребитель часто готов даже переплатить, а плохой товар нельзя продать лишь за счет низкой цены. В основе оптимизации бизнес-процессов должна лежать стратегия компании – она позволит выявить, какие процессы являются ключевыми для вашего бизнеса. Именно эти процессы и нужно оптимизировать в первую очередь. Проведя оптимизацию, оцените трудозатраты своего персонала. Если они снизились, нагрузите сотрудников дополнительной работой или проведите сокращение кадров. И не путайте оптимизацию с автоматизацией – порой оптимизация, наоборот, подразумевает отказ от автоматизации (например, если повышение эффективности бизнеса требует индивидуального подхода к каждому клиенту).

Миф 11. Маленькая прибыль лучше, чем ее отсутствие
Для российского бизнеса характерна излишняя нерешительность в вопросах ампутации “больных органов” – слабых подразделений, филиалов, продуктов, сотрудников. Если проект дает хотя бы минимальную прибыль, его предпочитают поддерживать на плаву. Нередко владельцы и руководители компаний не решаются закрывать даже убыточные направления, предпочитая их дотировать. Такой подход противоречит самому понятию бизнеса как максимально эффективного вложения имеющихся ресурсов. Если вы бросите лучшие кадры компании и ее деньги на спасение тонущих проектов, у вас не останется ресурсов на реализацию возможностей, которые могли бы принести вашему бизнесу настоящий успех. Прибыль на уровне нескольких процентов – это скрытый убыток. Низкая прибыль не покрывает инфляцию, и при любых неблагоприятных обстоятельствах она, скорее всего, упадет ниже нуля. Кроме того, чтобы определить реальную рентабельность капитала, из прибыли необходимо вычитать и доход, который вы могли бы получить, вложив этот капитал в более прибыльный проект. Чтобы облегчить отказ от убыточного проекта, сначала поручите его руководителю представить план реанимации, рассчитанный на полгода. Если план хорошо обоснован, реализовывайте его. В противном случае без колебаний избавляйтесь от лишней обузы.

Миф 12. Совет директоров – “атрибут большого бизнеса”
Многие владельцы бизнеса хотели бы отойти от оперативного управления своей компанией, но опасаются вверять свое детище наемному директору. Оптимальным решением в таком случае может стать учреждение совета директоров, в который помимо акционеров и генерального директора входят независимые директора – “сторонние специалисты”. К компетенции совета директоров относятся лишь ключевые, стратегические вопросы. При совете рекомендуется создать несколько профильных комитетов – например, по стратегии, аудиту, бюджету, кадрам и вознаграждениям. Представление, будто создание совета директоров могут позволить себе лишь компании крупного бизнеса, не более чем миф. Все расходы, связанные с его функционированием, можно ограничить вознаграждением для независимых директоров, которое можно полностью или частично выплачивать в форме годового бонуса. Если годовой оборот компании превышает 50 миллионов рублей в год, она вполне может выделить несколько сотен тысяч на финансирование совета директоров, тем более что его качественная работа способна принести миллионы рублей дополнительной прибыли.

Миф 13. Хорошее бизнес-образование – гарантия успеха в бизнесе
Некоторые начинающие менеджеры думают, что достаточно перенести на российскую почву передовой западный опыт, полученный на занятиях по программе MBA, чтобы обойти всех конкурентов. На самом деле это не так. Успех приносят не только знания и интеллект, но и навыки, соответствующие условиям среды, в которой вы работаете. Российский рынок представляет собой среду, в которой западные знания чаще всего неприменимы. Связи во властных структурах, доступ к дешевой рабочей силе и умение договариваться здесь нередко значат больше. “Серые схемы” – один из главных инструментов повышения конкурентоспособности. Потребители, партнеры и конкуренты могут вести себя иррационально. В России невозможно достичь успеха, просто воспроизведя разработанные за рубежом идеи. Обязательно делайте поправку на местную специфику и учитесь бизнесу не только по книгам.

Вам понравилось краткое содержание: Как все испортить и разорить бизнес?

Тогда подписывайтесь на канал и ставьте палец в верх! Это гарантирует новые публикации каждый день!