21 subscriber

На чём зарабатывают аэропорты

346 full reads

Некоторые мировые аэропорты содержатся в частных руках, некоторые принадлежат государствам, но, несмотря на данный фактор, все они приносят немалые деньги своим владельцам. Большую часть прибыли аэропорты имеют со сборов по обслуживанию коммерческих пассажирских рейсов, хотя некоторые из них зациклены на зарабатывании денег с грузовых авиаперевозок.

Обслуживание самолёта требует серьёзных затрат
Обслуживание самолёта требует серьёзных затрат

Рассмотрим систему получения денег авиагаванями на примере лондонского Хитроу. Каждый день через него проходят около 800 рейсов, и каждый год он зарабатывает на 78 миллионах пассажиров. Хитроу – самый загруженный аэропорт мира, которым владеет частная компания, поэтому он – отличный пример аэродрома, используемого для получения прибыли. Для того, чтобы содержать Хитроу требуется 1.5 миллиарда долларов ежегодно; в эту сумму включены 500 миллионов долларов на зарплату для 6500 работников, при том, что всего в лондонском гиганте работают 76 тысяч человек, из которых большинство(70 тысяч) составляют работники магазинов, авиакомпаний, транспортных компаний и организаций по аренде автомобилей. 230 миллионов вечно зелёных тратится аэропортом на общее содержание, без оплаты коммунальных услуг ($110 миллионов). Тем не менее, общая сумма довольно велика($19/пассажир), поэтому напрашивается вопрос: сколько и как он зарабатывает?

Табло вылета и прилёта в крупных хабах полно различных рейсов
Табло вылета и прилёта в крупных хабах полно различных рейсов

В аэропорту есть не только взлётно-посадочная полоса, но и множество магазинов, в которых, по задумке, должны покупать вещи отлетающие и транзитные пассажиры. Именно поэтому, сделать процедуры регистрации и проверки багажа короче, в интересах самого аэропорта, ради того, чтобы пассажиры тратили больше времени на шоппинг в бутиках. Хитроу зарабатывает с каждой покупки своего пассажира, получая определённый сбор. В среднем, рестораны лондонского хаба отдают один доллар с пассажира, магазины $5, 2$ парковка, столько же ж/д сообщение с городом, и $3 остальные траты, или $13 в общем. Это довольно много по сравнению с остальными аэропортами мира, поэтому у Хитроу есть свои хитрости (хорошо звучит). Лондонский гигант идёт на некоторые ухищрения: вы не попадёте от таможни к выходам на посадку без посещения магазинов беспошлинной торговли и, даже, не увидите номер того самого выхода быстрее чем за 45-90 минут до вылета. Поверьте мне, это не так уж и обидно, ведь будучи в аэропорту Салоников в 2018 году, мне пришлось посетить магазин Duty-free перед паспортным контролем и немного опоздать на рейс. Неприятная ситуация, не правда ли? Вернёмся к хитрому Хитроу, такая система заставляет пассажиров находится в зоне магазинов, ресторанов довольно долго и тратить больше денег. Но всё же, где оставшиеся 6 баксов? Они берутся с посадок, с каждого самолёта аэропорт имеет $9500 в среднем. Сюда входит использование стоек входов и самой ВПП. При вылете используется другая схема: $58 за обычного пассажира за пределы ЕС, $44 за транзитного путешественника. Конечно, это нестандартные цены, ведь каждая авиакомпания заключает свой договор по сниженной цене, поэтому в среднем Хитроу получает выручку в $29 без вычета налогов и неучтённых затрат, при прибыли в $42. Прибыль и выручка зависит от количества пассажиров, хотя разные самолёты занимают одно и то же время на взлётно-посадочной полосе. Именно по этой причине, из Хитроу вы сможете попасть лишь в 8 городов Великобритании, в столице которой он находится. Аэропорту выгодно работать с большими самолётами. Но не стоит забывать, хитрый Хитроу – пример аэропорта для зарабатывания денег, в то время, как большинство аэропортов мира или 2/3 работают в убыток. Они принадлежат государству и служат просто для связи людей с остальным миром, а не для ведения бизнеса. Это показывает, что быть аэропортом, его хозяином довольно сложно и не прибыльно.

Кстати, как в условиях таких цен работают лоукостеры? -Ссылка на соответствующую статью будет в комментариях.

Не забывайте оформить подписку на канал и поставить лайк. Приятных полётов на новых и не очень самолётах!