Советский спортсмен встал на защиту Ленинграда вместе со своим необычным транспортом

25k full reads
32k story viewsUnique page visitors
25k read the story to the endThat's 78% of the total page views
2 minutes — average reading time

Во время войны нередко происходили ситуации, когда стандартными методами успеха было добиться сложно. Тогда командование РККА старалось искать альтернативные способы решения проблем. В блокадном Ленинграде, собственно, как и во всей Великой Отечественной, нужно было учитывать все малейшие детали перемещения войск противника или даже незначительные изменения в расположении его частей. Поэтому особую роль приобретали патрулирование и разведка прибрежных вод Финского залива, которые могли быть выгодно использованы противником в своих целях. Однако эта задачи сильно осложнялась периодическим отсутствием снега на льду, что делало невозможным использование в разведке лыжников.

Матвеев И. П.     https://yandex.ru/images
Матвеев И. П. https://yandex.ru/images
Матвеев И. П. https://yandex.ru/images

Пренебрегать разведкой было нельзя

Но враг мог в любой момент перейти в наступление на Ленинград, например на направлении Стрельна – Петергоф подобная угроза была очень велика. Значит, действовать предстояло очень быстро, и лёгкие буера подходили под эту задачу, как ничто другое. Из двух городских спортшкол были сформированы отряды по 16 и 19 судов, которыми управляли профессиональные спортсмены. Эти люди умели изящно обходиться с необычным видом транспорта, ловко уворачиваясь от вражеского огня.

Краткая справка

Буер – это лёгкое судно на металлических полозьях, которое может развивать скорость свыше 100 км/ч. С СССР данный вид спорта был довольно распространен и во многих городах находились профильные спортивные секции. В частности ленинградские спортсмены встали на защиту города, используя свои спортивные снаряды в качестве быстроходного транспортного средства.

Спортсмены на защите города

Одним из первопроходцев был заслуженный мастер спорта яхтсмен Матвеев Иван Петрович. В самом начале войны советский спортсмен с готовностью откликнулся на призыв контр-адмирала Ю. А. Пантелеева возглавить отряд лёгких судов. Летом они действовали на яхтах, а зимой на буерах. Командир отряда первым пошёл в разведку на своем зимнем транспорте, который, благодаря эффекту скольжения по льду, развивал фантастически высокую скорость. В частности сам Иван Петрович ещё в 1939 году установил всесоюзный рекорд, разогнавшись свыше 100 км/ч. Он совершил пробную разведку, пройдя прямо под носом врага вдоль береговой линии. Противник не ожидал такой наглости, поэтому даже не стал открывать огонь по советскому разведывательному буеру.

Исторические фейки добрались до школьных учебников

Однако вскоре нацисты быстро разобрались, какую опасность для них представляет данный вид транспорта, поэтому при малейшем появлении советских спортсменов, незамедлительно открывали по ним ураганный огонь. Но фото издали такие суда выглядят небольшими и легкими в управлении. Однако при ближайшем рассмотрении перед нами возникает сложная и тяжёлая конструкция, для управления которой требуется особое мастерство. Краснофлотцы – спортсмены с ловкостью уходили от немецких снарядов и пуль, мастерски маневрируя по льду Финского залива.

Мастерство яхтсменов и их вклад в победу

Матвеев первым принёс важные сведения о расположении противника, обнаружив его береговые наблюдательные пункты. В дальнейшем подобные разведывательные вылазки принесли немало ценной информации. Буеристы также помогали находить вражеские глубинные бомбы, которые он расставлял через большие лунки в заливе. Они обнаруживали и доставляли к ним советских специалистов минёров, которые обезвреживали губительные заряды. Вклад в победу спортивных яхт и буеров трудно переоценить.

Символ героизма в блокадном Ленинграде. Был ли смысл в удержании «невского пятака»

После окончания войны Иван Петрович Матвеев вернулся в большой парусный спорт, оставаясь в нём на лидирующих позициях в стране. В составе сборной в качестве рулевого яхты класса «Дракон» он был участником двух летних олимпиад в 1952 и 1956 годах. Затем возглавлял ленинградский яхт-клуб военно-морского флота и был капитаном учебной парусной шхуны «Ленинград» в своем родном Центральном яхт-клубе. В этом качестве он и оставался до самого конца, пока в 1984 году ветерана-яхтсмена не стало. Спасибо, что заглянули в гости. У автора статьи также есть канал на You Tube, на котором регулярно выкладываются видео на исторические темы.