Непотопляемый капитан - уникальная и трагическая история капитана Грачева

Одно из главных правил подводной войны для экипажей подлодок - «все побеждают или все погибают».

Почти все погибшие подводники лежат на дне морей в своих "железных гробах" целыми экипажами, от командира, до матроса. Немногим удавалось покидать погибающую подводную лодку, а случаи спасения выбравшихся можно перечислить буквально по пальцам.

История капитана 3 ранга Грачева Ивана Васильевича - уникальна. Он четырежды тонул во время боевых действий на разных кораблях, но море так и не забрало его. «Непотопляемый капитан" - тот самый редкий случай, когда военного подводника похоронили на суше.

Капитан-лейтенант Грачев, опытный подводник, ветеран Испании, встретил Великую Отечественную на Балтике, командуя головной «Щукой" Советского флота - Щ-301.

Щ-301
Щ-301

В свой первый боевой поход лодка вышла 10 августа, но уже 28 августа лодка была вызвана с позиции в Таллинн.

И.В. Грачев
И.В. Грачев

Прибыв в Таллинн Грачев обнаружил, что город оставлен флотом. Щ-301 двинулась на восток, идя в хвосте огромной колонны судов и кораблей. Около 21:15 28 августа 1941 года в районе острова Кери «Щ-301» кормой подорвалась на мине. Искалеченная лодка какое-то время держалась на плаву и 14 человек (по другим данным 13), в том числе и командира, спасли подошедшие катера типа «МО».

Спасенные члены экипажа были пересажены на транспорт «Вирония», который вскоре также подорвался на мине и затонул.

Вирония
Вирония

С «Виронии», на которой погибло более тысячи человек, из экипажа «Щ-301» спаслось только двое: матрос Силаев и капитан - лейтенант Грачев.

Их подобрал сторожевой катер и передал на транспорт «Казахстан», который, в свою очередь был чуть позже поврежден авиацией противника и выбросился на берег острова Вайндло. Матрос Силаев погиб, а Грачев был ранен в ногу.

Казахстан
Казахстан

«Непотопляемому капитану» опять фантастически повезло - по счастливой случайности его подобрал катер МО.

В ходе крупнейшей трагедии Русского флота - Таллинском переходе (операции по эвакуации частей Советской Армии и флота перед наступающими немецкими войсками в 1941 году, погибло более 10 тысяч человек), капитан-лейтенант Грачев в течении суток трижды тонул, получал контузии и ранения, но выжил.

После выписки из госпиталя, Грачев был назначен командиром Щ-405. Эта лодка успела заслужить странную репутацию: войдя в строй только 28 июня 1941, лодка успела потерять двух своих первых командиров.

Во время блокадной зимы Грачев руководил ремонтом лодки и подготовкой экипажа к боевым походам, 21 марта 1942 года ему присваивают звание капитана 3 ранга.

К лету 1942 Щ-405 является одной из самых боеготовых лодок КБФ, и в числе самых первых лодок в ночь на 8 июня «Щ-405» перешла в Кронштадт, откуда вечером 11 июня вышла на Лавенсаари для дальнейшего следования в Балтику.

До Шепелевского маяка подводную лодку сопровождал сторожевой катер. Здесь, согласно инструкции, подводная лодка легла на грунт, пережидая светлое время суток. С наступлением темноты «Щ-405» всплыла и в надводном положении продолжила движение. В ночь на 13 июня подводная лодка наблюдалась постом СНиС на острове Сескар.

До Лавенсари оставалось несколько часов хода, но туда лодка так и не прибыла...

Никто ничего не слышал и не видел - Щ-405 буквально исчезла.

Только через два дня катера МО подобрали из воды рядом с островом Сескар тела двух подводников с Щ-405, а еще через сутки на берег Сескара выбросило тело капитана 3 ранга Грачева.

Капитан 3 ранга Грачев и два других погибших подводника были похоронены во время войны на острове Сескар, а после войны - перезахоронены на воинском кладбище в поселке Мартышкино Ломоносовского района Ленинградской области.

Что касается Щ-405, то она была обнаружена нашей командой в 2018 году. Лодка подорвалась на немецком минном заграждении "Брумбар 1", севернее Сескара.

Но только обнаружение и обследование остова лодки поставит точку в истории «непотопляемого капитана Грачева» и самой несчастливой лодки Балтфлота.