Продолжение истории удачливой подлодки М-32

27 May
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.

Друзья, мы начинаем традиционный зимний марафон рассказов из истории Русского и Советского флота.

Начать мы хотим с продолжения истории старшины Пустовойтенко и подводной лодки ЧФ М-32.

Как у любой хорошей голливудской истории, у истории "Держись старшина" (https://zen.yandex.ru/media/id/5c868db76508fd00b373d306/derjis-starshina-udivitelnaia-istoriia-pohoda-i-vyjivaniia-podvodnoi-lodki-m32-5cabbcae076adf00aeb49937) есть продолжение, не менее драматичное и захватывающее:

После своего знаменитого июньского похода, М-32 встала в длительный ремонт по восстановлению полученных внешних и внутренних повреждений, вступив в строй только 1 августа 1942 года. Уже на следующий день подводная лодка направилась на позицию в район Тарханкута, но из-за неисправности гирокомпаса вскоре была вынуждена вернуться, выйдя в море снова 4 августа. Выход в боевой поход 30 сентября субмарина была вынуждена прервать через 42 часа из-за неисправности перископа. Потрепанной подводной лодке требовался уже капитальный ремонт, но ее продолжали посылать на позиции.

И вот очередной боевой поход, на этот раз к мысу Бурнас, куда лодка прибыла 12 октября. Днем 14 октября в районе Шаганы подводная лодка атаковала сопровождавший буксиры румынский миноносец "Змеул".

Миноносец Змеул
Миноносец Змеул

Через минуту на субмарине услышали взрывы торпед, которые по факту ударились о мелководное дно. Обнаружив присутствие подводной лодки, миноносец атаковал ее глубинными бомбами. Район боя был экстремально мелководен, (глубин всего около 13м!), поэтому субмарине достаточно сложно было уйти безнаказанно. 18 глубинных бомб сброшенных миноносцем чуть было не достигли цели. От разрывов последней серии глубинных бомб, которая легла видимо всего в 5-6 метрах от корпуса лодки, лопнула задрайка верхнего рубочного люка, были повреждены перископ и шахта перископа, в результате чего центральный пост наполовину был затоплен водой, вышли из строя: гирокомпас, магнитный компас, радиооборудование, трюмный насос и помпа, разбиты несколько баков аккумуляторных батарей, в итоге лодка лишилась носовой группы аккумуляторов. В 5-м отсеке по шву лопнула топливная цистерна, соляр затопил трюм отсека и угрожал затопить электромоторы в 6-м отсеке. Моряки в 6-м отсеке вынуждены были ведрами переливать соляр обратно в 5 отсек. В лодке была при этом кромешная темнота, так-как все лампочки основного и аварийного освещения разбились. Дизельный двигатель был залит через лопнувшие газоводы и не запускался. Почти все основные приборы и механизмы лодки сдвинулись с фундаментов и не работали. По счастью, румынский миноносец проявил огромную беспечность, посчитав лодку потопленной или наоборот скрывшейся с места атаки, и поэтому корабль ушел догонять свой конвой, оставив М-32 в критической ситуации, но с шансом на выживание, и подводники этот шанс не упустили.
Весь следующий день субмарина лежала на грунте ликвидирую повреждения, при этих работах особо отличился старшина Пустовойтенко, который проявлял чудеса изобретательности, о чем свидетельствует наградной лист о награждении старшины Пустовойтенко орденом Красного Знамени (однако командование, только недавно вручившее Пустовойтенко орден Красного Знамени, снизило награду старшине до ордена Красной Звезды).
И вот вечером 15 октября субмарина начала движение в базу. Впереди был 600-мильного перехода через все Черное море. Двигаться пришлось ориентируясь только по звездам, так-как все навигационное оборудование было неисправно. Запросить помощь лодка тоже не могла - вышло из строя все радиооборудование. Аккумуляторы были полностью разряжены, но зарядить их не было возможности, так-как по расчетам механика, оставшегося в лопнувших цистернах топлива едва хватало лодке для 600-мильного перехода в условиях шторма, даже двигаясь малым ходом. Во время перехода, подводники ведрами собирали соляр из трюмов и цистерн и запивали его в расходный бачок дизеля. В итоге, двигаясь только малым ходом, без возможности погрузиться под воду, М-32 завершила переход через 5 дней, утром 20 октября, прибыв в Очемчири. При подходе к своему берегу, лодка была обстреляна своей же береговой артиллерией, которая естественно ничего не знала о возвращении из похода подводной лодки.

Больше М-32 не участвовала в боевых походах. Вначале ее решили перебросить на Северный флот, для чего разобрали и отправили по железной дороге в Баку, после чего лодка встала на капитальный ремонт на "Красном Сормово". После ремонта лодка снова вошла в состав Черноморского флота, но во время своего первого, после ремонта, боевого выхода, в сентябре 1944, закончились боевые действия на Черном море, и лодка получила приказ возвращаться домой.

За годы войны, М-32 не потопила ни одной цели противника, но трудности и испытания, выпавшие на долю ее экипажа, были уникальными, даже для советского флота.

Миноносец "Змеул" был захвачен советскими войсками в Констанце в сентябре 1944, и вошел в состав ЧФ под именем "Торос". В 1945 году "Торос" был возвращен Румынии и пошел на слом в 1960 году. Подводная лодка М-32 была списана и разобрана на металл в 1953 году.
Николай Куприянович Пустовойтенко умер в 1972 году и похоронен на "Кладбище Горпищенко" в Дергачах.

Н.К. Пустовойтенко
Н.К. Пустовойтенко