Щ-310 "Белуха": одна из немногих "щук", доживших до дня Победы.

Щ-310 "Белуха"

Следующая "счастливая" подлодка, которая смогла пережить подрыв на мине - балтийская Щ-310.

Щ-310 "Белуха"
Щ-310 "Белуха"

В первые годы службы лодке хронически не везло: аварии и повреждения следовали одна за другой. Но потом судьба вернула ей свой долг - Щ-310 стала одной из немногих балтийских "щук", которые встретили День Победы 1945 года. Последний боевой командир этой лодки стал Героем Советского Союза.

Первый пример невероятного везения произошел с лодкой в 1942 году при возвращении из своего первого настоящего боевого похода, в котором она смогла потопить вражеский транспорт "Франц Рудольф".

Щ-310 возвращалась через сложный в навигационном плане, но, как считалось более безопасный Северный Гогландский проход. Днем 9 октября 1942 года в 3 милях северо-восточнее острова Гогланд, Щ-310 подорвалась на мине (типа ЕМС, 300 кг взрывчатого вещества). К счастью, подводная лодка задела не саму мину, а нижнюю часть ее противотральной трубки (механический взрыватель на минрепе, подрывающий мину, если что-то трется о минреп). Взрыв произошел примерно в 20 м выше носовой части корабля и в горизонтальном удалении 9-12 м. После взрыва лодка с дифферентом на нос стремительно провалилась и ударилась о каменистый грунт на глубине 58 м.

Сразу же после взрыва была объявлена аварийная тревога. Начали поступать доклады из отсеков о состоянии лодки. Водонепроницаемость прочного корпуса оказалась нарушенной в четырех отсеках. В 1 отсеке имелась течь воды в трех местах: через разошедшийся шов по пазу 3-го пояса обшивки, между 18 и 22 шпангоутами по левому борту и между 19 и 20 шпангоутами. по правому борту. Во 2 отсек вода поступала незначительно, причем тоже по заклепочному шву 3-го пояса в районе 24—26 шпангоутов правого борта. В 4 отсеке пропускали фланцы труб вентиляции балластной цистерны № 3 и средней цистерны в местах их крепления к прочному корпусу левого борта. Кроме того, образовалась трещина по сварному шву на отростке от главной водяной магистрали к турбонасосу. В 5 отсеке фильтровали воду три ослабшие заклепки.

Самая сложная аварийная обстановка сложилась в 1 отсеке, так как носовую трюмную помпу стартовать не удалось (электродвигатель залит водой, амперметр разбит), а работавший в центральном посту турбонасос не забирал воду из трюма. Для защиты аккумуляторной батареи от воды в местах течи на подволоке 2 отсека были подвешены брезентовые желоба, по которым вода стекала в трюм.

Уже через 10 минут во всех аварийных отсеках личный состав развернул действия по борьбе за живучесть и прежде всего по ликвидации течи воды. Попутно устранялись повреждения механизмов и устройств. Основные работы проводились в 1 отсеке, где поступление воды было примерно 14—15 тонн в час. Разошедшиеся швы заделывали промасленной паклей с суриком и губчатой резиной, после чего подкрепляли досками, клиньями и распорным шестом с аварийным домкратом. Все это время в 1 отсеке приходилось работать при слабом освещении, что создавало дополнительные трудности.

Вскоре поступление воды в 1 отсек было ликвидировано; через заделку наблюдалось только небольшое просачивание. К этому же времени была введена в строй носовая помпа и тотчас пущена на осушение трюма и провизионки.

Через полчаса экипаж предпринял попытку поднять лодку со дна: был дан воздух в среднюю цистерну и балластную № 1а. Лодка нехотя оторвалась от грунта. Через 5 мин, когда поступил доклад об осушении 1 отсека, гребными электродвигателями был дан малый ход и Щ-310 начала быстро всплывать с возраставшим дифферентом на корму. В течении последующих 10 минут экипаж пытался заставить израненную лодку слушаться рулей и держать глубину, но лодка то всплывала то погружалась, пока наконец не уперлась носом в дно на глубине 30м. После попытки снова начать движение поступил неутешительный доклад от рулевого-горизонтальщика: "Лодка рулей не слушается, дифферент не отходит, глубина не меняется". Стало понятно, что лодка "застряла" между каменистыми банками всего в 4 милях вражеского берега.

Понимая риск обнаружения при дальнейших попытках выбраться на глубокую воду, командир Щ-310 принял решение дожидаться ночи и под покровом темноты попытаться ускользнуть из под носа противника.

В 8 вечера командир счел темноту достаточной, и после прослушивания горизонта, Щ-310 всплыла. Сразу после продувки балласта лодка поспешила в надводном положении удалиться от острова Гогланд, взяв курс в намеченную точку рандеву с советскими катерами, у острова Лавенсаари. В 2 ч 20 мин 10 октября Щ-310 в сопровождении встретивших ее катеров МО пришла в гавань острова Лавенсаари, где задержалась на 3 суток. За это время, несмотря на крайнее переутомление личного состава, были произведены работы, необходимые для дальнейшего перехода лодки в Кронштадт. Главное внимание уделялось окончательной ликвидации поступлений воды внутрь прочного корпуса - с этой целью разошедшиеся швы обшивки зацементировали снаружи.

В ночь на 13 октября лодка в сопровождении эскорта благополучно совершила переход в Кронштадт.

Чтобы понять, с каким масштабом разрушений столкнулись подводники на Щ-310, мы приводим результаты осмотра лодки в доке: на лодке практически не осталось "живого" места. Только мастерство и хладнокровие экипажа помогли им выжить в критической ситуации. По результатам этого похода, в котором лодка добилась боевого успеха и смогла вернуться "с того света", экипаж в полном составе был представлен к государственным наградам.

Повреждения ПЛ:


1. Корпус.
На 2-м и 3-м поясах обшивки прочного корпуса между 14 и 38 шпангоутами образовалось 49 вмятин размером до 450х700 мм и стрелкой прогиба до 75 мм (район 1 и 2 отсеков). Шпангоуты 18, 19, 21 и 23 погнуты. На нескольких участках швы по пазам пропускали воду. Разошелся заклепочный шов на люке для погрузки торпед. На съемном листе для погрузки двигателей ослабли три заклепки. У крыши рубки разошелся заклепочный шов. В нижней части обшивки балластной цистерны № 1 пробоина; нарушена герметичность обшивки в районе входа в цистерну.

2. Механизмы, системы и устройства.
Погнуты рельсы для внутренней транспортировки торпед и вал ручного привода носовых горизонтальных рулей. Заклинены клинкеты судовой вентиляции на переборке между 1 и 2 отсеками. Начал пропускать фланец клапана продувания воздухом низкого давления балластной цистерны № 1. Лопнули фланцы труб вентиляции ЦГБ № 3 и средней по левому борту в местах их крепления к прочному корпусу. Лопнула труба от главной водяной магистрали к турбонасосу. Сломан шток клапана спуска воды из шахты батарейной вентиляции. Турбонасос стал вибрировать. В центральном посту разбиты два глубиномера и дифферентометр, выведен из строя механический тахометр правого дизеля. На мостике смята переговорная труба. В надстройке смяты трубопроводы к пожарному рожку и продувания воздухом низкого давления балластной цистерны № 1. Лопнул трубопровод приемки топлива.

3. Электрооборудование, приборы наблюдения и связи.
В 1 и 2 отсеках сорваны с креплений и помяты 4 прибора «К-5»; сорваны коробки предохранителей к этим приборам. Повреждена изоляция нескольких кабелей. Залиты водой электродвигатели носового компрессора и трюмной помпы; у последней разбит амперметр. Сорван с креплений ограничитель носовых горизонтальных рулей. Осевые валики его и датчика погнуты. Отломаны лапы у станины электродвигателя шпиля, крышка и вал деформированы. Все плафоны и колпаки ламп нормального и боевого освещения разбиты. Выведена из строя аппаратура эхолота и гидроакустики. Сломаны ручки у датчика ПУТС.
В 3 отсеке лопнули баки аккумуляторной батареи у элементов № 4, 65 и 92. Залит водой реостат батарейного вентилятора. Проник соляр в кормовую аккумуляторную яму.
В 4 отсеке залиты водой электродвигатели турбонасоса, вентилятора, радиосистемы и кабели, идущие от машинного телеграфа и указателя вертикального руля на мостике. Сорваны с креплений коробка управления вертикальным рулем, коробка с балластными сопротивлениями и контроллер командирского перископа. Электротахометры стали давать неправильные показания. Из-за повреждения оптических систем оба перископа вышли из строя.
В 5 отсеке сорван с фундамента вытяжной вентилятор. Выведены из строя два амперметра.
В 6 отсеке сорваны с креплений все электроизмерительные приборы, тахометры и 15 выключателей. Разбиты плафоны нормального освещения. В рубке отломаны приливы к подшипникам у валикопривода машинного телеграфа.
На мостике разбиты рулевой указатель и машинный телеграф. Во всех отсеках слаботочная аппаратура и сеть нормального освещения имели короткое замыкание на корпус лодки.