Выжившие после подрыва на минах: история подводной лодки М-174

"Как погибали подводники" - одна из самых популярных наших публикаций в прошлом году.

Сухое, документальное описание гибели экипажей двух подводных лодок после подрыва на минах, тронуло многих.

Вражеские мины на всех театрах боевых действий Великой Отечественной войны были основной причиной гибели подводных лодок. Однако надо отметить, что далеко не все лодки гибли после взрыва мин. Некоторым удавалось возвращаться на базу, пережив даже два повторных взрыва.

Про такие примеры профессионализма, героизма и военной удачи, мы и расскажем в предстоящих публикациях.

Первой будет история североморской "малютки" М-174.

Днем 24 марта 1943 года М-174 находилась на традиционой "малюточной" позиции в Варангер-фьорде.

Лодка маневрировала на перископной глубине, периодически поднимая перископ для осмотра акватории. Экипаж готовился к обеду. В 13.40, когда субмарина находилась в 7,5 милях от мыса Кумагнес, в носовой части М-174 раздался сильный взрыв. Подводную лодку подбросило вверх, после чего она стала медленно погружаться. На глубине 22 метра экипаж остановил погружение, дав воздух в среднюю цистерну. К счастью, взрыв противолодочной контактной мины UMB (вес взрывчатого вещества 40 кг) не нанес кораблю фатальных повреждений. Прочный корпус устоял, все отсеки, за исключением первого, доложили в центральный пост, что вода внутрь корабля не поступает.

Гораздо сложнее обстояли дела в первом отсеке: в момент взрыва там находился лишь краснофлотец торпедист Баев Михаил Семенович, дежуривший у торпедных аппаратов. Он закрыл переборочную дверь на клиновые запоры и начал борьбу за живучесть корабля. Оставшись один, он попытался приостановить поступление воды через погнутую крышку правого торпедного аппарата, но вода продолжала поступать в отсек.

Положение стабилизировалось после того, как продули среднюю цистерну; турбонасос и помпа стали справляться с поступлением воды, подводная лодка всплыла. Оказавшись на поверхности, подводники смогли оценить внешние повреждения корабля: подводная лодка лишилась носовой части легкого корпуса по 9-й шпангоут ("легкая" носовая надстройка вместе с цистерной плавучести).

Вражеский берег был близок, М-174 начала отход к полуострову Средний под прикрытие своих береговых батарей. К счастью, на всем пути следования в базу субмарина не была обнаружена противником. В ночь на 25 марта «М-174» прибыла в Полярное, где при детальном осмотре корабля выяснились все его повреждения. В результате взрыва мины подводная лодка потеряла носовую часть, вышли из строя и сдвинуты с фундаментов оба торпедных аппарата, торпеды в них разрушены, нарушена герметичность балластной цистерны № 1 и носовой дифферентной цистерны, вышли из строя гирокомпас, электрическое управление рулями, насос дифферентной цистерны и многие приборы, лопнули пять баков носовой группы аккумуляторов, сопротивление изоляции группы упала до нуля, нарушена центровка линии вала, имелись деформации и вмятины на переборках 17-го и 27-го шпангоутов.

Подъем в док поврежденной М-174
Подъем в док поврежденной М-174
М-174 по возвращении из того самого патруля
М-174 по возвращении из того самого патруля

М-174 не погибла в тот поход только благодаря своевременным и правильным действиям экипажа корабля, в первую очередь командира субмарины, механика капитан-лейтенанта А.С Лапшина и торпедиста матроса М.С. Баева; все они были удостоены после похода правительственных наград.