Забытый успех: малоизвестная история подлодки Щ-407

20 May 2019
414 full reads
1,5 min.
482 story viewsUnique page visitors
414 read the story to the endThat's 86% of the total page views
1,5 minute — average reading time

У подводников всего мира главным мерилом результативности является тоннаж потопленных судов противника.

Имя самого результативного по тоннажу русского подводника общеизвестно, это - Александр Маринеско. Зимой 1945 года он потопил "Вильгельм Густлофф" и "Штойбен". Эти корабли - две самых крупных цели, когда-либо потопленные русскими подводниками, и Маринеско возглавляет список с большим отрывом от своих коллег.

Легендарная и трагическая судьба С-13, "Густлоффа" и "Штойбена" известна всем, но почти никто не знает о подводнике, который потопил третье по тоннажу судно противника. Это Бочаров Павел Иванович, командир Щ-407.

Щ-407
Щ-407
Щ-407

Бочаров П.И.
Бочаров П.И.
Бочаров П.И.

После трагических для балтийских подводников событий 1942 и 1943 годов, бригаду подплава КБФ пополнили офицеры Тихоокеанского флота, восстановив поредевшие ряды балтийских подводников. “Новички” считали, что засиделись в тылу и рвались в бой. С 1944 года ушла необходимость осуществлять самоубийственные прорывы через минные поля Финского залива, и подводники-тихоокеанцы своими смелыми и активными действиями достигли значительных успехов в последней военной компании Краснознаменного Балтийского флота.

Одним из самых успешных «тихоокеанцев» стал капитан-лейтенант Бочаров, командовавший на Тихом океане Щ-123. Перейдя на Балтику, Бочаров получил под командование вступившую в строй после ремонта Щ-407.

Первый же выход в море в октябре 1944 показал настрой командира Щ-407. Несмотря на противодействие противника, Бочаров вел активный поиск у берегов Курляндии и провел за поход три атаки, потопив вспомогательное судно Кригсмарине «Нордштерн». Список побед в этом походе был бы больше, если бы не подвели неконтактные взрыватели торпед.

Наиболее выдающимся и результативным оказался следующий боевой поход Щ-407 в декабре 1944.

В ночь на 2 декабря Щ-407 заняла позицию в северной части Данцигской бухты и днём в подводном положении прошла вдоль северного побережья косы Хель. Не обнаружив целей, Бочаров решил провести самостоятельный поиск в самой бухте. Опасность замысла заключалось в наличии у противника сильной противолодочной обороны и в том, что мелководная часть бухты была заминирована британской авиацией.

Вечером 3 декабря "щука" в подводном положении вошла в Пуцкий залив и днем 4 декабря у маяка Хейстернест обнаружила и атаковала двумя торпедами большой транспорт, стоявший на якорях - был потоплен германский теплоход "Зеебург" (12181 брт), использовавшийся до этого как корабля-цели при подготовке германских подводников, но безусловно, это судно было бы вскоре использовано немцами для снабжения и эвакуации Курляндии.

Эта торпедная атака получила высокую оценку командования, она отмечалась как: "…фактически…единственный случай прорыва советской лодки через боно-сетевые заграждения на внутренний рейд военно-морской базы противника".

Потопленный теплоход оказался третьим по тоннажу вражеским кораблем, уничтоженными советскими подводниками в годы Второй мировой войны.

Однако, несмотря на крупные успехи, в виде потопления двух судов противника, Бочаров не был отмечен крупными наградами.

В конце войны, до того как были проведены исследования реальных результатов боевой деятельности подводников, успехи Бочарова не выглядели для начальства значительными.

Транспорт Зеебург
Транспорт Зеебург
Транспорт Зеебург

Subscribe to channel
and don't miss new publications
Don't miss new
publications