36 подписчиков

Забытый успех: малоизвестная история подлодки Щ-407

602 прочитали

У подводников всего мира главным мерилом результативности является тоннаж потопленных судов противника.

Имя самого результативного по тоннажу русского подводника общеизвестно, это - Александр Маринеско. Зимой 1945 года он потопил "Вильгельм Густлофф" и "Штойбен". Эти корабли - две самых крупных цели, когда-либо потопленные русскими подводниками, и Маринеско возглавляет список с большим отрывом от своих коллег.

Легендарная и трагическая судьба С-13, "Густлоффа" и "Штойбена" известна всем, но почти никто не знает о подводнике, который потопил третье по тоннажу судно противника. Это Бочаров Павел Иванович, командир Щ-407.

Щ-407
Щ-407

Бочаров П.И.
Бочаров П.И.

После трагических для балтийских подводников событий 1942 и 1943 годов, бригаду подплава КБФ пополнили офицеры Тихоокеанского флота, восстановив поредевшие ряды балтийских подводников. “Новички” считали, что засиделись в тылу и рвались в бой. С 1944 года ушла необходимость осуществлять самоубийственные прорывы через минные поля Финского залива, и подводники-тихоокеанцы своими смелыми и активными действиями достигли значительных успехов в последней военной компании Краснознаменного Балтийского флота.

Одним из самых успешных «тихоокеанцев» стал капитан-лейтенант Бочаров, командовавший на Тихом океане Щ-123. Перейдя на Балтику, Бочаров получил под командование вступившую в строй после ремонта Щ-407.

Первый же выход в море в октябре 1944 показал настрой командира Щ-407. Несмотря на противодействие противника, Бочаров вел активный поиск у берегов Курляндии и провел за поход три атаки, потопив вспомогательное судно Кригсмарине «Нордштерн». Список побед в этом походе был бы больше, если бы не подвели неконтактные взрыватели торпед.

Наиболее выдающимся и результативным оказался следующий боевой поход Щ-407 в декабре 1944.

В ночь на 2 декабря Щ-407 заняла позицию в северной части Данцигской бухты и днём в подводном положении прошла вдоль северного побережья косы Хель. Не обнаружив целей, Бочаров решил провести самостоятельный поиск в самой бухте. Опасность замысла заключалось в наличии у противника сильной противолодочной обороны и в том, что мелководная часть бухты была заминирована британской авиацией.

Вечером 3 декабря "щука" в подводном положении вошла в Пуцкий залив и днем 4 декабря у маяка Хейстернест обнаружила и атаковала двумя торпедами большой транспорт, стоявший на якорях - был потоплен германский теплоход "Зеебург" (12181 брт), использовавшийся до этого как корабля-цели при подготовке германских подводников, но безусловно, это судно было бы вскоре использовано немцами для снабжения и эвакуации Курляндии.

Эта торпедная атака получила высокую оценку командования, она отмечалась как: "…фактически…единственный случай прорыва советской лодки через боно-сетевые заграждения на внутренний рейд военно-морской базы противника".

Потопленный теплоход оказался третьим по тоннажу вражеским кораблем, уничтоженными советскими подводниками в годы Второй мировой войны.

Однако, несмотря на крупные успехи, в виде потопления двух судов противника, Бочаров не был отмечен крупными наградами.

В конце войны, до того как были проведены исследования реальных результатов боевой деятельности подводников, успехи Бочарова не выглядели для начальства значительными.

Транспорт Зеебург
Транспорт Зеебург