Русатом или JD: чей "умный" город умнее?

3 April 2019
Русатом или JD: чей "умный" город умнее?

Недавно стало известно о том, что один из гигантов электронной коммерции Китая, "Jingdong Mall" (бренд "JD.com"), запустил новый платформенный сервис "JD iCity", который, по утверждению разработчика, представляет собой комплексное решение для развертывания "Умного" города "под ключ". Аналогичное российское решение, под названием "Базовая платформа "Умный город" предлагает "Русатом Инфраструктурные решения" (дочерняя структура государственной корпорации "Росатом"). Взглянем на то, как разработчики позиционируют свои решения.

В принципе, в современного мира, в котором универсальным "мерилом" являются финансы, сравнивать таких разных игроков вполне допустимо. По текущим финансовым показателям "JD" ничуть не уступает "Росатому":

  • выручка "JD" в 2018 году составила 67,2 млрд долл США (чистая прибыль - 6,7 млрд долл США),
  • выручка "Росатома" в 2018 году составила 17 млрд долл США.

Другой вопрос, что суммой объема продаж "сила" "Росатома", конечно же, не исчерпывается. ГК "Росатом":

  • крупнейшая генерирующая компания России, с активами в 60,8 млрд долл (в т.ч. нематериальные активы - 1,8 млрд долл);
  • обеспечивает 18.7% выработки электроэнергии в России;
  • занимает первое место в мире по количеству одновременно сооружаемых АЭС за рубежом (36 энергоблоков в 12 странах, 6 в России);
  • второе место в мире по запасам урана и четвертое место по объему его добычи;
  • обеспечивает 17% мирового рынка ядерного топлива.

В корпорацию входит около 350 организаций, на которых работает 250 000 человек: все гражданские компании атомной отрасли России, предприятия ядерного оружейного комплекса, научно-исследовательские организации и единственный в мире атомный ледокольный флот. Для десяти закрытых административно-территориальных образований - "городов ЗАТО" (Саров, Железногорск, Заречный, Зеленогорск, Снежинск и др.), - в которых проживает более 750 000 человек, предприятия "Росатома" являются градообразующими.

Но и частные китайские компании, задействованные в новых проектах "строительства" "Умных" городов, не вовсе одиноки. За их спиной уже чувствуется сила весьма заинтересованного китайского правительства. И, что более важно, эта заинтересованность простирается намного дальше столичных коридоров власти и проходит через все уровни, вплоть до местных администраций.

"Появление новых технологий - это важнейшая возможность, которую должен использовать Китай, и она станет ключом для Китая в новом раунде технической революции и промышленной трансформации. С точки зрения искусственного интеллекта и 5G коммуникаций, Китай уже является одним из ведущих игроков в мире", Конг Йи, профессор Финансово-экономического университета Тяньцзиня

Китай активно - и административно, и финансово, - поддерживает технологические инновации в смежных областях. Не только в области искусственного интеллекта, но и в области телекоммуникационных технологий следующего поколения (5G/6G), больших данных и способов их обработки и анализа, а также новых источников энергии и электронной коммерции. Всего того, на чем и будут основаны новые "Умные" города.

В действительности, больший интерес представляет не ответ на вопрос "Как?" предлагаемые разработчиками платформенные решения "Умного" города будут подкреплены с финансовой или административной точки зрения. Уже и так понятно, что усилия частных компаний во многих странах получат государственную поддержку. А ответ на ответ на вопрос "Что?" в них будет реализовано, какова их концептуальная и технологическая основа. Это "сущностный" вопрос глобальной конкурентоспособности как самих этих решений, так и городов, в которых они будут развернуты.

"Умный город" Росатома (Русатома) предоставляет возможность развёртывания решений, основанных "на понимании потребностей городов и их жителей на основе опыта развития "атомных" городов в России", - говорится на сайте проекта. Эти решения основаны на "более чем 20 системах мониторинга", которые могут использовать "существующую инфраструктуру без дополнительных капитальных вложений". Все решения для "Умного" города разбиты на 5 блоков: базовая платформа и 4 блока сгруппированных по сферам применения решений ("Умное ЖКХ", "Городская среда", "Цифровая инфраструктура", "Социальная сфера и государственное управление"):

Изображение: rusatom-utilities.ru
Изображение: rusatom-utilities.ru

(увеличить изображение >>)

Предлагаемое разнообразие прикладных решений, будто "намекает", что девяти из десяти отечественных ИТ-стартапов едва ли смогут предложить "Умному" городу что-то новое. Но если так и случится, то лишь тогда (и если), когда всё перечисленное будет и практически реализовано, и работать эффективно.

"Стандарт "Умного города": чего в нём не хватает?" Читать

Хотя некоторые решения сторонних разработчиков вполне могут заинтересовать "Русатом" и быть приобретенными, как, например, решение "#ЗАТОЧИСТО", но пока что, судя по открытой информации баз патентных документов (ФИПС, Google Patent, Яндекс.Патент), особой активности "Русатома" по направлению защиты решений для "Умного" города не наблюдается. Те же решения, которые оформлены в виде объектов интеллектуальной собственности и защищены, на данный момент принадлежат другой портфельной компании "Росатома" - АО "НПК "Дедал", в их числе: "Геоинформационная аналитическая платформа", "Система моделирования и визуализации пространственных данных в трехмерном виде", "Автоматизированная система спутникового мониторинга, учета и контроля транспортных средств с использованием систем ГЛОНАСС/GPS", "Автоматизированная система постановки, контроля и учета задач управляющих компаний", а также аналогичные системы в сфере здравоохранения, охраны окружающей среды, дорожного хозяйства, гражданской обороны (все защищены в 2018 году).

Система "Умного" города Русатома, на практике развернутая в городе Саров (ЗАТО), выглядит следующим образом (и, вероятно, в аналогичном виде будет развернута и в Дубне):

Изображение: rusatom-utilities.ru
Изображение: rusatom-utilities.ru

(увеличить изображение >>)

Саров был официально включен в проект "Умный город" Минстроя России, первые участники которого были определены во второй половине марта. В число первых 19 пилотных городов этого проекта также вошли: Калуга, Великий Новгород, Рязань, Ставрополь, Ульяновск, Челябинск, Чебоксары. Немногим ранее сообщалось, что Минстрой также одобрил заявки на участие в проекте Обнинска, Нижнего Новгорода, Перми, Березников и Сатки, а также Дубна. Города-пилоты взяли на себя обязательства досрочно выполнить требования стандарта "Умного города".

По доступному описанию, представленная система напоминает "гибрид" геоинформационной системы ("ГИС") и системы автоматизации взаимодействия с потребителями ("CRM") через разнородные клиентские сервисы-приложения. Можно охарактеризовать такой концепт "Умного" города, как "сервис-центричный". И хотя сама по себе идея собрать при помощи сервисов-приложений и систем мониторинга как можно больше данных, понятна и обоснована, но ни о об этих собранных данных, ни о способах их обработки ("подготовки") и анализа ничего не говорится, хотя это ключевые моменты. Но самих "больших данных" мало - нужны жизнеспособное и эффективные инструменты их подготовки, интеграции, алгоритмы их анализа и т.д.

"Умный город" должен быть неким конструктором, как Lego. Главное, о чем нужно договориться, - о едином обязательном формате передачи данных. Потому что одну ошибку государство уже совершило, когда шла работа над программой "Открытые данные". Эксперты неоднократно говорили, что открытые данные обязательно должны быть геопривязаны, но сделано это не было. В результате государство потратило несколько лет, собрав огромное количество открытых машиночитаемых данных, которые, между прочим, могли бы уже сейчас стать основой для "Умного города". Могли бы, но не стали. Выглядит красиво, а использовать нельзя", Анатолий Курманов, Советник генерального директора предприятия Госкорпорации "Росатом" АО "НПК "Дедал"

"Умный" город  - это не просто "муниципальное образование" с развитой технологической инфраструктурой и многообразными цифровыми сервисами. "Умный" город (“data-driven city”, “DDC”) - это "данные", и они "управляют" городом. Именно данные, технологии их обработки и анализа, позволяют сформировать такие механизмы принятия решений, которые обеспечат высокую автономность и адаптивность работы всех систем.

"Умный" город должен не просто "уметь" собирать данные о своих жителях, он должен уметь "узнавать" их, предугадывать поведение и потребности, адаптироваться. Только в этом случае "Умный" город станет тем самым "пространством, в котором жизнь человека обретает новое качество, благодаря умным решениям". Без технологий обработки и синтеза больших данных, глубокого анализа данных, предиктивной аналитики ("искусственного интеллекта") такую задачу решить невозможно.

"Умный" город и его безопасность". Читать
"Безопасность “Умного города” и предиктивная аналитика". Читать

"Умный город" JDcom (JD iCity) заявляется в качестве "операционной системы "Умного" города" и представляет собой "открытую, стандартизированную интеллектуальную городскую платформу больших данных, объединяющую сбор, хранение, управление, анализ и визуализацию данных, "добычу" новых знаний из данных ("дата-майнинг"), искусственный интеллект и сервисы". Такой концепт "Умного" города можно охарактеризовать как "дата-центричный".

Изображение: http://icity.jd.com
Изображение: http://icity.jd.com
"Мы не мозг, не хаб, мы не контролируем город. Мы не облако, не инфраструктура, мы не персональный компьютер; мы не системные интеграторы, мы не поставщики оборудования, так кто же мы? Мы - операционная система города, цифровой краеугольный камень "умных" городов", Чжэн Ю, вице-президент Jingdong Group, глава JD iCity

"iCity" поддерживает хранение больших массивов данных и запросов, предоставляя возможность крупномасштабных распределенных вычислений и анализа; использует пространственно-временные характеристики данных для исследования и разработки при помощи нескольких методов анализа для обеспечения эффективности запросов и анализа в реальном времени; предоставляет возможность использования множества приложений для искусственного интеллекта, как предустановленных типовых, так и настраиваемых в соответствии с различными сценариями применения.

Данные собираются из различных источников (государственные органы, частные организации, пользовательские сервисы), синхронизируются, агрегируются, маркируются и пополняют массивы статических и динамических наборов, на основе которых работают различные потребительские ("вертикальные") решения.

Архитектура платформы "Умного" города iCity
Архитектура платформы "Умного" города iCity

(увеличить изображение >>)

В качестве наиболее "ценных" характеристик iCity можно назвать: стандартизацию данных (шесть видов пространственно-временных моделей данных), общую среду разработки (общий алгоритм для разработки различных приложений, высокий уровень повторного использования и низкая стоимость разработки), общую среду доступа (ученые записи, журналы доступа), производительную экосистему (инфраструктура облачных вычислений с готовыми решениями для машинного обучения (ИИ) и предиктивной аналитики).

Изображение: http://icity.jd.com
Изображение: http://icity.jd.com

Сторонним разработчикам "iCity" предлагает использовать свою инфраструктуру с открытым исходным кодом и разработанные компоненты для реализации реляционных баз данных, FTP, HDFS и т.д. для развертывания своих сервисов-приложений в рамках "вертикальных" продуктов при помощи пакетных, инкрементных и других способов. К "вертикальным" продуктам относятся:

  • "Городской портрет". Применение больших данных и технологий искусственного интеллекта для анализа и визуализации данных о потреблении городских жителей, перемещении, мониторинга окружающей среды и т. д., с целью поддержки решений администраций по управлению, оптимизации городского строительства и развития.
  • "Умное планирование". "Целевое" или "проблемное" планирование на основе глубокой интеграции макро- и микроданных города, для полного учета условий жизни, потребностей развития и деятельности строительных организаций. Подсистема ориентирована на обнаружение ключевых проблем, ограничивающих развитие города, и точного прогнозирования развития города. Подсистема формирует полный цикл устойчивого развития городского планирования, эксплуатации и технического обслуживания, а также прогнозирования.
  • "Умный транспорт". Подсистема планирования, эксплуатации и технического обслуживания, прогнозирования и развития транспортной сферы. Государственные учреждения получают полную точную информацию для организации трафика, удобного жителям. Предприятия получают возможность использовать ИИ и большие данные для создания новых моделей работы и услуг (функциональных, платежных, информационных, социальных).
  • "Умная окружающая среда". Подсистема охватывает мониторинг атмосферы воздуха, воды, почвы, шума и твердых бытовых отходов, а также осуществляет предварительное планирование, обнаружение и мониторинг в реальном времени, а затем прогнозирует будущее развитие процессов. Бизнес-организации дополняют подсистему обратной связью. Технологии анализа больших данных и искусственного интеллекта позволяют установить главные болевые точки в различных областях экологии и защиты окружающей среды.
  • "Умная энергетика". Сбор данных о цепочке генерации, поставки и потребления электрической энергии с анализом разнородных данных из различных источников; анализ данных с реализацией глубокого обучения с подкреплением; оптимизация на основе данных и другие технологии. Обеспечивает контроль работы и управление технологическим оборудованием производства энергии, региональным распределением энергией и потреблением энергии на основе моделирования и прогнозирования нагрузки. Планирование и развитие энергосбережения, сокращение потребления, а также создание экологически чистой, безопасной и эффективной интеллектуальной "низкоуглеродной" энергетической системы.
  • "Умная общественная безопасность". Использование ГИС и ИИ-алгоритмов на основе больших данные для реализации модели раннего предупреждения рисков совершения преступлений (проактивная работа и предиктивная аналитика); обеспечение текущих фактических ресурсных потребностей сил общественной безопасности; реализация "умной" системы принятия решений на основе больших данных для всестороннего улучшения эффективности работы правоохранительных органов.

Также платформа iCity предлагает "Умному" городу несколько готовых специализированных решений: "Кредитный портрет", "Умный парк", "Умная парковка", "Планирование городской промышленности", "Приложение Smart City" и др.

Основа платформа "iCity":
Данные. Массивы многомерных, динамических больших данных, собираемых одним из крупнейших игроков электронной коммерции JD (Jingdong Mall), включая: пользовательские данные 400 млн покупателей, данные логистики товаров и услуг, данные миллионов других пользователей от партнеров JD (ежедневный объем новых данных - 200 ТБ в день).
Технологии. Сотни защищенных патентами технологических решений по направлениям: большие данные, машинное обучение, распознавание образов, электронные платежи, пространственно-временной аналитики, управление бизнес-процессами и логистика.
Наука. Исследовательские подразделения в трех научно-исследовальских институтах (Пекин, Нанкин, Чэнду), исследовательская лаборатория больших данных (Цзиндун).
Внедрения. Поставка технических решений в 30 городов (Сюнъань, Тяньцзинь, Нанкин, Фучжоу). Старотвый пилотный "полигон" - город Суцянь (провинция Цзянсу).

По всему миру число городов, которые развернули основанную на данных "умную" цифровую инфраструктуру, с каждым годом становится всё больше. Китай стал признанным мировым лидером в этом процессе.

Super Smart City: Happier Society with Higher Quality / Deloitte, 2019
Super Smart City: Happier Society with Higher Quality / Deloitte, 2019

Платформа "Умного" города от JDcom не стала первым и, наверняка, не станет последним китайским решением в этой сфере. В качестве примеров аналогичных проектов можно привести различные частные решения от "Baidu" ("AI City"), "Alibaba" ("City Brain"), "Tencent", "Huawei" ("Smart City"), а также "комплексную" инициативу создания "Умных" городов "PATH" (Ping An-Alibaba-Tencent-Huawei).

Понравился пост? Поставьте 👍 или поделитесь им в социальной сети, чтобы мы могли рассказать ещё больше о новых технологиях.
Подпишитесь на наш канал "Умная безопасность" ( @smartsafecity ) в Телеграм , чтобы узнать больше новостей о новых технологиях.