Дело в «шляпке»

45 лет назад была снята легендарная «Соломенная шляпка»

Благодаря звездному актерскому составу, мастерству режиссера и оператора, музыке Шварца и стихам Окуджавы этот фильм
с наивным, но трогательным сюжетом был просто обречен на признание и зрительскую любовь. Сыграла свою роль и общая атмосфера своеобразного капустника, дурашливости
и импровизаций, царившая на съемочной площадке: картина получилась искрометная, живая, душевная. Комедия высшей пробы — тот самый случай, когда фильм не приедается
и пересматривать его можно бесконечно.

Помните, какой фильм шел в новогоднюю ночь по телевидению
в культовой «Иронии судьбы…» и был фрагментарно выхвачен камерой? Именно «Соломенная шляпка»! Интересно, что Эльдар Рязанов планировал на главные роли в «Иронии…» Андрея Миронова и Людмилу Гурченко. Но после выхода на экран «Соломенной шляпки» передумал: водевильность образов, созданных великолепными артистами, по словам знаменитого режиссера, могла сослужить задуманному фильму про Женю Лукашина и Надю Шевелеву дурную службу.

Миронов в седле

«Соломенная шляпка» французских авторов Эжена Лабиша и Марка-Мишеля, написанная в 1851 году, годом позже была переведена на русский язык и тут же поставлена в Александринском театре Санкт-Петербурга. С самого начала и до сих пор эта комедия смыслов
и положений не сходит со сцены и остается одним из самых популярных водевилей в мире.

За год до начала съемок «Шляпки» режиссер Леонид Квинихидзе закончил работу над фильмом «Крах инженера Гарина» с Олегом Борисовым в главной роли. В последний съемочный день, сразу после того, как погасли софиты и остановились камеры, Квинихидзе в порыве вдохновения обратился ко всем присутствовавшим: «Отлично сработано, ребята! А теперь давайте-ка снимем что-нибудь зажигательное, веселое!» Восторженный одобрительный хор был ему ответом…

На роль графа Фадинара режиссер запланировал Олега Борисова, но тот некстати и серьезно занедужил, а картина уже пошла в производство на «Ленфильме» — требовалась срочная замена актера. Квинихидзе обратился к другу детства Андрею Миронову, объяснил свою отчаянную ситуацию: «А у тебя роль яркая, красивая. Соглашайся!» Миронов ответил без раздумий и коротко: «Хорошо, давай снимать!»

Прочитав сценарий, актер изрядно напрягся. Предстояло скакать на лошади, а в седле он держался неуверенно, несмотря на то что уроки верховой езды — обязательный элемент подготовки в театральных училищах. Заметив робость друга, Леонид Квинихидзе предложил
в конных эпизодах заменить Миронова каскадером, но актер вспылил: «Ни в коем случае! Сам поеду — я же артист!» Уже на третьем дубле, рассказывали очевидцы, он держался в седле как заправский наездник. Однако с непривычки у Миронова несколько дней после скачек болели мышцы ног и ягодицы, ходил он вперевалку наподобие пингвина, над чем искренне, но беззлобно потешалась вся съемочная группа.

Парик — это очень современно!

«Соломенная шляпка» — кинодебют Михаила Боярского. Начинающий актер, только что окончивший ЛГИТМиК (Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии), как-то заглянул на съемочную площадку, где его отец, актер Сергей Боярский, снимался в эпизодической роли капрала Труибера. Будущий исполнитель роли

д'Артаньяна настолько понравился режиссеру Квинихидзе, что был тут же назначен на роль страстного итальянца, оперного певца Нинарди, которую и сыграл с блеском.

Для Михаила Козакова, друга детства режиссера, был задуман проходной образ придурковатого виконта де Розальба. Но, как это нередко случается с мастерами, Козаков свое присутствие в картине по ходу съемок расширил до полновесной уморительной роли — сладострастного бездельника с нетрадиционной ориентацией. Помните его картавый монолог? «Представьте себе: лужок, пасутся коровки, коровки… бычок. Бык. И все сгребают сено, сгребают. И такой молоденький-молоденький пастушок!» Прямо перед камерой Андрей Миронов не выдержал, расхохотался до слез и попенял коллеге: «Ты с ума сошел? Закроют фильм к черту!» Однако каким-то чудом обошлось, пуританская приемная комиссия картину пропустила без цензуры, и краткий монолог картавого виконта стал одной из любимых народных цитат.

Замечательно сымпровизировали актеры и в сцене боя на шпагах. В пылу сражения разгоряченный Нинарди-Боярский случайно сбил с головы виконта Козакова парик. Съемочная группа в ужасе замерла, режиссер отдал команду «Камеру не выключать!» Козаков не растерялся и вдруг выдал: «А что, не вижу ничего смешного! Парик — это очень современно!» Андрей Миронов органично продолжил импровизацию, подошел
к баронессе Фрейндлих и, чмокнув ее в шею, галантно высказался: «Рекомендую!» Все присутствовавшие покатились со смеху, а эпизод вошел в фильм без купюр и стал его украшением.

Отсебятина дядюшки

Мэтр советского кино Владислав Стржельчик, приглашенный на роль будущего тестя Фадинара, сказал режиссеру: «Леня, у тебя я готов сниматься в самом мелком эпизоде, хоть с подносом!» Квинихидзе отчасти и с долей юмора исполнил пожелание — весь фильм богатенький садовод Нонанкур протаскался с горшком («Не тычьте в меня своим веником!» — «Это не веник, это миртовое дерево!»).

Игорь Кваша славился тем, что всегда до начала съемок весьма придирчиво выяснял, кто именно вместе с ним будет играть в фильме,
и нередко отклонял предложения сниматься. Узнав, что в «Шляпке» главную роль сыграет душевный друг Андрей Миронов, он согласился без дополнительных условий. Его роль гневливого гусара-любовника лейтенанта Тавернье стала замечательной изюминкой фильма.

Один из наиболее комичных персонажей картины — Везине, глухой дядюшка Фадинара, комментирующий происходящее невпопад или разражающийся неуместными монологами. На его роль был приглашен Александр Бениаминов, блистательный комик советского кино. Славился он тем, что никогда не мог в точности запомнить авторскую речь. Так же
и в «Шляпке», на радость зрителю, благо позволяла роль, он нес полную отсебятину и околесицу вне сценарного текста и контекста.

Комментировать же великолепную игру Людмилы Гурченко, Алисы Фрейндлих, Зиновия Гердта, Ефима Копеляна не имеет смысла — лучше
в очередной раз пересмотреть картину и насладиться талантом любимых артистов.

Крылатые фразы из фильма

— «Я написал романс в его честь. Слова мои, музыка — народная»

— «Он бросается на меня — я бросаюсь в седло!.. И вот я здесь!»

— «Ходят слухи, что вы большой любитель ножек…» — «Телячьих!»

— «Вчера мне приснился ужасный сон: мне пришлось целоваться
с нотариусом и двумя адвокатами!»

— «Всюду ложь, обман и воровство!»

— «Это не просто сумасшедший дом — это сумасшедший дом со сквозняками!»

Александр ОРЛОВ