Sudden Strike или Противостояние 3.

1 April 2019
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.

Путаницу с именем у этой игры вызвали сами разработчики из Fireglow Games, выкатившие свое творение 26 октября 2000 года. Дело в том, что компания была основана бывшими сотрудниками компании "Наши игры", которые в 1997, совместно с "ДОКА Медиа", выпустили RTS "Противостояние" (на Западе Counter Action) и ее продолжение "Противостояние: Опаленный снег". Игра была хорошо принята в России, но на Западе ее приняли прохладно.

Скриншот из того самого Противостояния 1997 года. Чем то напоминает игры серии Command & Conquer.
Скриншот из того самого Противостояния 1997 года. Чем то напоминает игры серии Command & Conquer.

Возможно именно поэтому игру в РФ издали под знакомым названием "Противостояние 3". На Западе же игра получила название Sudden Strike (далее - SS) Как бы то ни было, но игра завоевала огромную популярность. Игры на тему Второй Мировой Войны тогда были не надоедливым жанром, а вполне себе популярной темой. По моему скромному мнению, именно в СНГ сделано большинство самых лучших игр по этой теме. В конце концов, одну из лучших серий "В тылу врага" разработали украинцы и издали русские

Первая миссия за Германию - немцы бодро идут по Франции.
Первая миссия за Германию - немцы бодро идут по Франции.

Графически игра тогда (да и сейчас) выглядит очень хорошо, хоть и в 2D. Большое количество зданий, мостов, рек и прочих сооружений, с которыми можно взаимодействовать. Выстрелы по земле оставляют воронки, вверх взлетают комья земли, а случайно попавший снаряд в воду поднимет фонтан воды. Да это что, некоторые юниты во время стояния на месте могут выдавать фортеля. Как пример - ПТР у СССР может спокойно подтереться бумажкой между ног.

Первая миссия за СССР в DLC "Противостояние 3: Война продолжается".
Первая миссия за СССР в DLC "Противостояние 3: Война продолжается".

Самое главная фишка SS, которая позволила ей завоевать популярность в мире - хардкорность. У юнитов есть показатель боеприпасов, которые в жарком бою кончаются очень быстро. За юнитами надо постоянно следить, чтобы они не попали под точный огонь артиллерии или пулеметов, которая косит пехоту очень быстро, а техника порой очень быстро отлетает от противотанковой артиллерии. Притом условная 45-ка будет долго ковырять условную "Пантеру", но быстро разберет T-III. Отдельно интересен уровень хитпоинтов. У техники могут снять половину ХП и сбить ей гусеницу, обездвижив ее. Если у техники ХП желтого цвета, то это еще норм, такие повреждения чинятся экипажем. А если красный - зови инженеров или же священника, ибо без помощи инженеров танк или пушка вскоре взлетит на воздух. То же самое и для пехоты, только вместо инженеров нужны медицинские машины или солдаты-медики.

Одна из самых классных одиночных миссий. Необходимо удерживать высоту от атак противника определенное количество времени.
Одна из самых классных одиночных миссий. Необходимо удерживать высоту от атак противника определенное количество времени.

Тактика здесь играет огромную роль. Порой вам дадут только небольшой отряд пехоты и им нужно сделать очень много. Как пример - вторая миссия за Союзников, где вам небольшим отрядом пехоты нужно зачистить позиции ПВО и уничтожить мост. В разгар боя могут подъехать немецкие танки и вам нужно как то с ними разобраться. И это реально.
Но это будет сложно. Ибо все, что вы получите в начале миссии - это часто почти все войска, на которые вы можете рассчитывать. Тут не получатся варианты в стиле "Зерг раш не прошел, клепаем новых" по одной простой причине - тут нет никаких производящих ресурсов и зданий. Все как в жестокой реальности. Вот тебе, товарищ, рота пехоты и пять танков - иди на штурм города.

Подкрепления просили?
Подкрепления просили?

Здания в игре стоят не для красоты. Пехота может превратить здание в неприступную крепость, засев там в количестве, зависимом от размеров дома. Есть также довольно читерская тактика - можно приказать пехоте временно не открывать огня, подпустив пехоту поближе. Враг узнает о присутствии пехоты в здании только подойдя в упор. Но любое здание разрушаемо - залп из гаубицы или же из орудия танка может его обрушить и выбить всех юнитов сразу.
Вообще в ире разрушаемо практически все, особенно мосты. Но инженерные войска, которые тут представлены машинами снабжения, могут чинить их (а также технику) а могут и просто навести понтонный мост.

Степень разрушения тут разная. Например по такому мосту пройдет пехота, но танки уже нет.
Степень разрушения тут разная. Например по такому мосту пройдет пехота, но танки уже нет.

Вообще уровень игры поражает. Даже на легком уровне сложности она заставит вас думать, куда стоит атаковать, а куда не стоит. Иногда вам приходит на помощь авиация, но часто у противника есть орудия ПВО, которые не оставляют ей шанса и сбиваются самолеты на раз-два.
К слову об авиации. Помимо разведки мы можем получить момощь бомбардировщиков, десантников или же ящиков с боеприпасами. Но дают ее очень редко.

Залп БМ-13 "Катюша" не оставляет шансов никому. От огня юниты также получают повреждения.
Залп БМ-13 "Катюша" не оставляет шансов никому. От огня юниты также получают повреждения.

Отдельно стоит упомянуть озвучку. Музыки тут как таковой в миссиях нет, но в игре атмосферно. В моменты тишины можно услышать звуки балалайки, фразы от юнитов, шелест листвы и прочие звуки. В моменты битвы мы слышим огромное количество звуков - выстрелы, взрывы, лязг гусениц. Пехота кричит возгласы вроде "За Родину,за Сталина!"или же издает предсмертные крики. Над озвучкой очень постарались, особенно над советской. У Союзников и Немцев, к слову, озвучено все на их родных языках.

Игра заносит нас не только в Нормандию и в СССР, но также и в Северную Африку.
Игра заносит нас не только в Нормандию и в СССР, но также и в Северную Африку.

Игра даже на время выхода требовала очень мало - требования в виде процессора Pentium 233 и 32 Мб памяти на минималках и рекомендуемые Pentium II 300 и 64 Мб памяти можно было найти если не дома, то на работе. В свое время именно на работе у отца я и познакомился с ней, потом получив копию и поставив ее на свой домашний ПК. Конечно, для второклассника тогда игра была архисложной, но я все же как то смог пройти с десяток-полтора миссий в игре.

Игра по праву завоевала свое почетное место на полке классических RTS, сложность игры, ее хардкорность вкупе с интересными миссиями и движком обеспечила ей свою нишу. И сейчас можно спокойно играть в эти игры, в Steam выложена Gold версия вместе с DLC. Обычная стоимость - 199 рублей, но часто выходят скидки, поэтому можно найти и дешевле.

Игра великолепна. В ней ты будешь до конца цепляться за возможность победы, пробуя те или иные ходы. Ты будешь переживать за своих солдат, стараясь по тихому вывести их в тыл и с болью отправляя в лобовую атаку (порой приходится). Эти чувства очень редко может вызвать RTS. Этим SS и великолепна.

Игра заслуженно занимает место на полке Old`s Good Games, ту просто без каких то либо сомнений. Вес игры в несколько сотен мегабайт не помеха и вы можете ее держать всегда установленной.

Если понравился канал - подписывайтесь. Буду благодарен лайку, а также любой критике. Пишите также, на что еще хотите небольшой обзор.
Всего вам хорошего.