Странники -Калики- Вестники Руси

Калики (калики перехожие) — это старинное название странников, поющих духовные стихи и былины. Как уточняется в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, зачастую калики были слепцами. Само слово «калика» часто этимологически связывают со словом «калека», однако на самом деле происходит оно от латинского слова «калиги» — то есть сандалии на подвязках, их обували паломники, отправляясь в Иерусалим.

Чем занимались калики перехожие?
Калики перехожие появились на Руси с принятием христианства. Они представляли собой группы паломников, отправляющихся в Константинополь, Иерусалим и другие святые места. Путешествуя, странники рассказывали интересные истории о своих и чужих странствиях, чудесных исцелениях от болезней, доступно пересказывали библейские сюжеты. Калики перехожие путешествовали так называемыми «дружинами»: их основу составляли священнослужители разных уровней, например, готовящиеся принять сан или постричься в монахи.

Калики перехожие упоминаются, в частности, в «Житии и хождении игумена Даниила из Русской земли» (игумен Даниил — православный монах и первый русский священник, который оставил описание Святой земли, совершив туда паломничество в 1104-1106 годах), а также в записках Стефана Новгородца, автора «Хождения» (рассказа о путешествии) в Константинополь в 1348 (1349) году. Сохранились также подробные описания жизни калик-паломников Касьяна и Иоанна Авнежских, Дмитрия Прилуцкого, Кирилла Новоезерского.
Присутствуют калики и в русских былинах. Причем там это обычно добрые молодцы, например, силачи, одетые «в шубы соболиные или гуни сорочинские, в лапотки семи шелков, с вплетенным в носке камешком самоцветным», как описывается в словаре Брокгауза и Ефрона. Костюм их дополняется сумкой из рыжего бархата, клюкой и шляпой.

В «Голубиной книге», сборнике восточно-славянских народных духовных стихов конца XV — начала XVI века, калики изображаются в виде богатырей, сила которых в необычном голосе. «Скричат калики зычным голосом, дрогнет матушка сыра земля, с дерев вершины попадали. Под князем конь окорачился, а богатыри с коней попадали», — говорится там.

Образ калик перехожих кардинально поменялся в XIX веке. Как указывают исследователи древнерусской литературы, в этот период калики превращаются в странствующих нищих, часто увечных или слепцов. В духовных стихах эти странники сами называют себя «нищей братией» и «убогими людьми». Основной задачей калик становится не паломничество, а поиск подаяния: они ходили небольшими группами по городам и деревням, где пели духовные стихи у храмов, монастырей, во время церковных праздников и на ярмарках. Исследователи предполагают, что, вероятно, именно поэтому слово «калика» в современном значении стало обозначать человека с физическими недостатками, поскольку милостыню просили зачастую калеки, инвалиды.

https://aif.ru/society/history/kto_takoy_kalika_perehozhiy

Странники -Калики- Вестники Руси