Что можно сделать эпоксидкой?

У эпоксидной смолы сфер применения очень много. Смолы применяются в компаундах для ремонта бетонов, металлов, устройства напольных покрытий и т.д. Наряду с этим существуют, так называемые, ювелирные эпоксидные компаунды, или для простоты смолы. Как следует из названия они применяются для  изготовления сувенирной продукции, бижутерии, картин, предметов интерьера, мебели (например столов - речек). Идея появления ювелирных смол состояла в том, чтобы иметь в распоряжении мастеров материал, который хоть отчасти заменит стекло. Стекло - прекрасно, но работать с ним не просто. Достаточно вспомнить, что температура начала перехода стекла в аморфное состояние находится на уровне 420 - 430 градусов по цельсию. Работать же приходится с температурами 800 - 1200 градусов, что, согласитесь накладывает ограничения. Работа с ювелирной эпоксидкой проще - все происходит при комнатной температуре. Возможности смол практически безграничны. И тут много нюансов, в которых разобраться, порой, не просто.

Если Вы чувствуете интерес к этому виду творчества - эта статья для Вас.

С самого начала, конечно же интересует вопрос. Какую смолу взять и где? На сегодня ювелирных достаточно, больше двух десятков - приведу лишь несколько.  Crystal resin (Франция), Lara-TOP (Россия, МСК), Ice Resin (Австралия), Арт-Эко (Россия, МСК), всевозможные ПЭО (Россия, СПБ), ЭП-СМ-ПРО/921(ОП) (Россия), Magic Crystal 3D (Россия), Epoxydharz HT2 (Германия) и прочие. Как выбрать из всего этого, пусть и не очень большого списка?

Конечно, нужно выйти на сайт производителя смолы, найти там характеристики, сравнить. Можно положиться на опыт тех, кто уже работал с определенной смолой. Я опишу собственный процесс выбора ювелирной смолы. Для меня эпоксидная смола - продукт не тайна за семью печатями. По роду деятельности я постоянно работаю с эпоксидными компаундами для ремонта бетонов и металлов и часто консультирую по применению того или иного материала. Для меня важными были характеристики такие как: время жизни, удобство смешивания, светостойкость, время до последующей обработки, доступность, цена...

Элементарный поиск в интернете показал, что многие смолы обладают сходными характеристиками. Немного различаются рекомендованные соотношения компонентов А и Б. Время отверждения у всех приблизительно одинаковое. Все заявляют стойкость к УФ. Тут сложно сделать выбор, ну разве, что по соотношению компонентов. Гораздо удобнее отмерять 1 к 1, или 2 к 1 по весу (а еще лучше по объему), чем выдерживать 63,4 к 36,6. Такая точность до десятых долей - она не спроста ведь! Не дай бог ошибиться, и всё, композиция поведет себя не так как разработчик задумал. Пробежавшись "по ценам" я убедился, что импортные составы достаточно дороги и вплотную обратился к Российским. Дополнительным аргументом в пользу Российских компаундов служило то обстоятельство, что производство эпоксидных смол в России практически умерло, а уж тем более высококачественных оптически прозрачных, а значит производители из России все равно берут импортное сырье.

При этом весьма удивили цены Питерского производителя компаундов ПЭО. Причем, удивили не в лучшую сторону. Стоимость смол оказалась существенно выше не только других российских компаний, но и выше импортных. Наибольшее количество плюсов набрала смола Lara-Top. В цене она оказалась чуть ниже среднего уровня, рекомендованная толщина нанесения до 7 мм. Знакомство с сайтами производителя, дружелюбность менеджера по продажам, службы поддержки и оперативность реагирования склонили окончательно чашу весов в сторону Lara-Art компания Лара Хеми.

Итак, смолу выбрал, что можно из нее сделать? Мы говорим о тонкослойной смоле, массивная заливка это тема отдельной статьи. Ювелирной смолой можно залить высушенные цветы, насекомых, ракушки, камни. Возможно рисование картин с использованием красителей, люминофоров, флуоресцентов, цветного песка, колотого стекла, глиттеров. Можно сделать брелок, залив фрагмент печатной платы, часового механизма и т.д. Я искал смолу для рисования. Значит мне нужны еще колоранты. Благо они есть у того же производителя.

Как рисовать смолой? Смешиваем компоненты А и Б в указанной пропорции, хорошо смешиваем. Производитель рекомендует перемешивание в течение 2-х минут, уделяем особенное внимание участкам у дна и стенок емкости, вносим колорант. Он сильно концентрирован, буквально капли хватает, чтобы окрасить большой объем.

Выливаем полученную смесь на планшет, распределяем деревянным шпателем.
Выливаем полученную смесь на планшет, распределяем деревянным шпателем.

Я подождал 12 часов и приступил ко второму слою - нанес туманность, которая впоследствии будет играть разными цветами.
Я подождал 12 часов и приступил ко второму слою - нанес туманность, которая впоследствии будет играть разными цветами.

Фото сделано через пластик, защищающий от пыли
Фото сделано через пластик, защищающий от пыли

Я понял, что эпоксидной смолой сложно добиться четкой границы в рисунке. Поэтому использовал прием слоев с промежуточной заливкой всего планшета прозрачным слоем.

Не судить строго - первая работа
Не судить строго - первая работа

И еще не все. При смешивании смолы с отвердителем я неизбежно вовлекал в смесь большое количество воздуха - хорошо мешал. Время жизни смеси таково, что пузыри могут не успеть выйти и этот нежелательный эффект виден на многих отливках. Я не мог рисковать, мне нужна гладкая поверхность. Всем советую применять спрей Лара-Глайд. Это материал в аэрозольном баллоне, который, будучи распыленным на неотвержденную эпоксидную поверхность отлично уберет пузыри снизив поверхностное натяжение пленки. Одновременно улучшает глянец. В общем интересный материал. Расход минимальный - одного флакона, даже если я буду делать одну работу в неделю мне хватит на долго.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и вы будете в курсе новинок эпоксидного мира.