Размышления про контент и новую соцсеть Яндекс.Аура

18 March 2019

Яндекс создал новую соцсеть в 2019 году под названием Яндекс.Аура. Это было бы глупо, если бы не относительно уникальный подход к формированию контента (по крайней мере, в теории). Ниже мои размышления на эту тему.

Картинка с промо-страницы Яндекс.Ауры
Картинка с промо-страницы Яндекс.Ауры

Необязательное вступление

На дворе 2019 год, доступ в интернет есть у даже у бабушек, детей и кошек. Соцсети столкнулись сразу с целым рядом проблем. Во-первых, людская тяга показать друзьям «вот этот смешной мем с котиком» неискоренима. Во-вторых, создать контент значительно сложнее, чем скопировать существующий. Эта разница настолько велика, что по статистике лишь один процент людей делает хоть что-нибудь, включая полный мусор. Представьте, как мала доля тех, кто публикует вразумительные тексты и красивые фотографии? В-третьих, весомая прослойка пишущих пользователей зарабатывает деньги с помощью публикаций: от профессиональных журналистов и редакторов, до блогеров, ведущих свои паблики и каналы. Эти авторы сильнее остальных мотивированы делать публикации как можно чаще и использовать не всегда благопристойные механики по привлечению аудитории.

В итоге, если вы никогда специально не настраивали свою ленту, например, ВКонтакте, то обнаружите там 10 постов из пабликов на один пост от человека, а во входящих подписках в Инстаграме с большей вероятностью увидите «Цветные крышки для унитазов SuperDuper», чем нового друга или коллегу.

Изображение из статьи ВКонтакте про работу алгоритма «Прометей»
Изображение из статьи ВКонтакте про работу алгоритма «Прометей»

Первым шагом к борьбе с этим было введение алгоритмических лент везде, где только можно, но для непритязательных пользователей совершенно ничего не поменялось (их и раньше всё устраивало), а эстеты и контент-гурманы стали жаловаться на понижение уровня контроля и несовершенную работу системы рекомендаций. К сожалению, умные ленты способны оценить лишь общую популярность записи, но не умеют понимать её качество, абсолютную ценность и уникальность авторства. В итоге мы пришли к тому, что люди чаще видят записи, которые больше лайкают, из-за этого такие записи появляются в лентах ещё чаще, и так до бесконечности. А больше всего лайков собирают наиболее общие вещи, которые попадают в область интересов широких масс: красивые девушки, котики, юмор. В итоге, чтобы увидеть, например, статью про программирование, нужно не просто быть подписанным на соответствующий источник, но и каким-то образом организовать гарантированную доставку информации себе оттуда в новостной фид.

С каждого по способностям

В общем, стало понятно, что нужно сосредоточиться вокруг творчества людей, минимизировать копирование, а также научить алгоритмы оценивать содержание. Там, где контент создаётся быстро и не слишком вдумчиво, решили ускорить его потребление и уменьшить время жизни («истории» в Инстаграме, рост популярности Снапчата и появление Musically/TikTok). А публикация более богатого содержимого обзавелась новыми инструментами: стал популярен Meduim, в Telegram появился Telegraph, а ВКонтакте полностью обновила редактор лонгридов. Даже увеличение длины твита с 140 до 280 символов частично призвано поднять содержательность, поскольку в Твиттере в целом не принято копирование, и процент создающих контент авторов там весьма высок.

Иллюстрация из статьи о работе Немезиды ВКонтакте
Иллюстрация из статьи о работе Немезиды ВКонтакте

ВКонтакте в целом выбрали весьма интересные направления. Во-первых, была введена система продвижения авторского контента Прометей. В теории машина должна понимать, что нравится пользователю, по его взаимоотношениям с другими записями, и рекомендовать ему похожий контент, а авторам этого контента автоматически давать релевантную аудиторию. На практике пока в таком виде это не работает: ваш покорный слуга получал символ Прометея трижды и даже был приглашён на специальный ивент для отмеченных системой авторов, но релевантных подписчиков толком не приобрёл и конкуренцию пабликам с картинками составить не смог.

Во-вторых, система защиты от копирования Немезида. Вот она уже работает куда лучше: вести паблик с клонами топовых постов на Reddit всё ещё можно (система не смотрит на копии во внешнем интернете, только внутри соцсети), а вот вести два таких паблика уже не выйдет. По крайней мере, копирование внутри ВК удалось сильно уменьшить.

Чо там у Яндекса?

Когда я первый раз увидел Дзен, в котором вы это читаете, я подумал про него ровно то, чем по описанию является Аура: авторы пишут на заданную тему для читателей, алгоритмы формируют ленту на основе выбранных явно тем (а не на основе лайков и просмотров).

К сожалению, это оказалось не так. Я честно выбрал интересные мне темы, но моя лента в Дзене состоит почти на 100% из статей разных сайтов, которые читать невозможно: статьи оформлены в разном стиле и очень небрежно (кажется, это автоматическая вёрстка на основе RSS), а реклама в них крайне навязчивая и мешающая чтению. Редко попадающийся контент индивидуальных авторов, как правило, низкого качества. Оно и понятно, Дзен недвусмысленно предупреждает: «Чаще пишешь — больше просмотров», что подходит скорее для паблика с котиками.

Когда-нибудь соцсети поймут, что много не значит качественно, а скорее полностью наоборот
Когда-нибудь соцсети поймут, что много не значит качественно, а скорее полностью наоборот

На написание этой статьи я потратил два дня (не говоря уже о времени на изучение информации). Точно такая же ошибка есть у Прометея — он почти не сдерживает объем постов из одного источника, в итоге паблики, чтобы выиграть конкуренцию, вынуждены делать несколько записей в день. В день! Каждый паблик! Представьте, какого низкого качества контент можно создавать с такой скоростью, если у вас, конечно, не штат авторов.

Художник рисует одну картину несколько дней, музыкант пишет песню и того дольше. Съёмка и монтаж содержательного видеоролика редко занимает меньше недели. Хороший текст с иллюстрациями и раскрытием темы создаётся не быстрее. Вот почему авторские видеоблоги высокого качества на YouTube растут практически всегда и органично: там нормально относятся к «редким» выпускам, и нет такого, что конкуренцию за попадание в рекомендации выиграет кое-как сделанный ширпотреб, появляющийся раз в день или даже раз в несколько часов.

Если автор сам по себе пишет редко (например, у человека в целом не очень много времени на интернет), то вряд ли он будет тратить свой «час соцсетей в неделю» на репост ванильной цитатки. Раз уж решился написать, обычно это что-то важное и содержательное. Если же автор торопливый графоман, то не показывать пользователям изрядную долю его записей не страшно. Так что ограничение частоты из одного источника подходит и здесь.

Здесь хорошая Аура (?)

Видимо, какие-то похожие мысли возникли и у самого Яндекса, который решил в бета-режиме запустить свою соцсеть под названием Яндекс.Аура. На момент начала создания этой статьи туда можно было попасть по приглашениям, но на момент написания этого абзаца уже нельзя — приглашения временно закрыли, видимо, с целью отладить все системы и изучить поведение людей.

«Лента» Ауры (слева) и профиль пользователя (справа)
«Лента» Ауры (слева) и профиль пользователя (справа)

Сеть только запустилась, пока что она работает внутри фрейма в приложении Яндекс. Есть баги, ошибки в UI, тормоза. Но это всё мелочи, обычная стадия любого нового продукта. Я хочу заострить внимание на ключевой, как сказано в лэндинге, фишке проекта — системе формирования контента.

Предполагается, что прямая подписка на людей не имеет значения (аналогов пабликов или каналов в явном виде здесь нет). Зато каждая отдельная запись любого человека маркируется тегами по его выбору. Запись увидят все, кто подписан на конкретный тег. Я бы сказал, что этим должен был быть Дзен, если бы его не забили новостные сайты. Группа индивидуальных авторов формирует информационное поле по теме, в которой разбирается. Подписчики конкретного информационного поля читают всё это, лайкают и обсуждают.

Тиндер или Инстаграм?

Важной особенностью подачи являются tinder-style карточки. Получив карточку с контентом, пользователь должен или «навсегда» отклонить её свайпом влево или лайкнуть свайпом вправо. Это, в целом, хорошая система для авторского контента, потому что вынуждает уделять хотя бы минимальное внимание каждой записи и не слишком одобряет пассивное участие. Проблема лишь в том, что карточки даже здесь заточены под одиночные фотографии. Они неаккуратно отображают длинные тексты, не поддерживают встраивание вот таких вот лонгридов, а для коротких записей имеют слишком скудный набор очень специфических фонов ядовитых цветов. Описание под фотографией не привлекает внимание совсем, если подразумевается длинный текст, к которому добавлена иллюстрация.

Инстаграм. Фитоняшек тоже очень много.
Инстаграм. Фитоняшек тоже очень много.

Из-за неоднозначного представления люди очень много путают и очень много сравнивают Ауру с Инстаграмом, хотя она должна быть вообще не про это. Достаточно странно было бы собирать узкую тематическую подборку фотографий: во-первых, фотографии малоинформативны, всё-таки это скорее эстетика и искусство, а разбиение на категории подразумевает информационное содержимое; во-вторых, от фото-потока на одинаковую тему очень быстро устаёшь; в-третьих, потребление фото-контента очень быстрое, оно не нуждается в таком сильном таргетировании по тематикам.

На рыбах не растет шерсть, но если бы она была...

Второй важной проблемой, с которой Яндекс вроде как обещает бороться (но пока не получается) является невнимательность и лень людей, которые сами могут указывать ошибочную тематику к публикуемому контенту. И ещё есть соблазн выбирать какую-то очень широкую тему, чтобы получить охват: например, некоторые девушки постят свои банальные инстаграм-фотки в категорию «искусство». Если пара фильтров и фальшивое боке это искусство, то можно просто скопировать в Ауру половину Инстаграма и закрыть её.

В интернете ВСЕГДА есть место для ещё одного котика
В интернете ВСЕГДА есть место для ещё одного котика

Ещё важно, что даже тематическим постом хочется охватить смежные категории. Например, этой статье вполне себе место в сообществе «Яндекс», но с некоторым натягом она подходит и в «Технологии». Алгоритмы должны понимать синонимичность названий, чтобы мы не получили под каждой записью ворох чего-то типа:

#кофе #coffee #утренний_кофе #пью_кофе #пьюкофе #старбакс #starbucks #утро #morning #питер #петербург #санкт-петербург #saint-petersburg...

СММщик занят, потому что он на уроках в школе

Третьей проблемой, с которой Яндекс точно обещает бороться, являются фейки и спам. При входе в соцсеть алгоритмы проверяют загруженную вами фотографию на наличие лица: обмануть это очень легко, конечно, загрузив фотку левого человека, но уже важный шаг в сторону сообществ для живых людей. Вообще, корпоративные аккаунты нужны только в Твиттере: там они хотя бы отвечают на вопросы клиентов. ВКонтакте крупные фирмы просто игнорируют существование людей, упоминающих их на своих стенах, а в Инстаграме рекламные страницы создают скорее бардак и путаницу.

Засорители тоже приходят в числе первых
Засорители тоже приходят в числе первых

В общем, если Яндекс сможет каким-то чудом оставить там только живых людей, это будет весьма крупной победой сил света независимо от дальнейшей судьбы Ауры. Подобный подход и в плане технологий и в плане социальной инженерии можно будет применять затем ещё где-нибудь.

Я два раза два раза не повторяю не повторяю

Четвертой проблемой, с которой непонятно, как быть, является копирование контента из сети. Не смотрите на скрины ниже, я их выложил, чтобы поныть. На деле речь идёт о ситуации, когда человек целиком скачивают чужую картинку с Reddit и публикует в своём профиле. Очевидно, даже если картинка очень хороша, усилия по её копированию много ниже, чем усилия по созданию чего-то собственного, поэтому авторы, которые так делают, должны вознаграждаться меньше и понижаться в поиске.

Запись, похожая по смыслу на мою, опубликованная позже моей, получила больше охватов. Видимо, нужно было смайлики ставить. Тогда хочу, чтобы эта статья взлетела в топах )))))))))))
Запись, похожая по смыслу на мою, опубликованная позже моей, получила больше охватов. Видимо, нужно было смайлики ставить. Тогда хочу, чтобы эта статья взлетела в топах )))))))))))

ВКонтактовская Немезида умеет так делать только внутри сети, но внесение контента извне отследить довольно трудно. Или нет? Есть же поиск по картинкам в Яндексе. В общем, если Яндекс избавит Ауру от заимствованного контента, это действительно будет выделять формат среди всех остальных.

Подводя итоги

Чтобы привнести в современный интернет что-то новое и не конкурировать с практически неуязвимыми монополистами, нужно давать пользователю новый экспириенс, который он больше нигде не получит. В текущем виде Аура пока что этого не делает. Она вынуждает тратить много внимания на посты, но средняя ценность самих постов довольно низкая. Возможно, в итоге всё это сведётся к тиндеру для бизнес-знакомств: площадка провоцирует общаться с абсолютно неизвестными людьми и устанавливать социальные контакты по интересам. К тому же, функциональность знакомств поверх контент-сервиса уже и без того присутствует (хотя, на мой личный взгляд это неуместно и неуклюже, примерно как если бы Medium советовал вам сходить на свидание с автором статьи). Тогда вакансия лишённой мусора площадки для авторов останется открытой. По крайней мере, до тех пор, пока ВКонтакте не догадается ввести обратную зависимость частоты показов от частоты публикации.