МИР НЕ ТАКИХ, КАК ВСЕ

Ни для кого не секрет, что мы живём в эпоху массовой культуры - популярное кино, сериалы, музыка, литература и прочие продукты развлечений - всё это её плоды. Самая парадоксальная часть всей поп-культуры - это подкрепление потребителей иллюзией в их уникальности. “Свобода быть собой”, “Оставь свой след”, “Оригинальные никогда не вписываются.” — всё это слоганы известных марок одежды, призывающие к уникальности. Однако ирония в том, что никто не может быть неповторимым. Потребителей будто пропускают через мясорубку, сделав однородной массой, в которой каждый зовёт себя “личностью”. В итоге получаются стандартизированные товары для стандартизированных людей. Кто же создаёт все тенденции и инструкции по шоппингу? Лидеры рынка, эшелон издателей журналов, а вслед за ними - публичные люди.

Ещё в 1960-м году Ролан Барт написал эссе «В этом году в моде голубой». Он анализировал тексты модных журналов, чтобы понять - откуда корни у утверждения, что тот или иной цвет сезона отражает чувство стиля. Ролан пришёл к выводу, что: «Речи не идет о наличии смысла: эта связь ни обязательна, ни достаточным образом мотивирована”. Проще говоря - так решили какие-то люди, а вы и права не имеете на своё мнение в этом вопросе. Отсюда вытекают “модные” блоги с советами от стилистов, колонки с антитрендами и прочий хлам. Забавно наблюдать за тем, как недавно старомодное или же бездарное высмеивалось, а сейчас к ним проникаются с интересом.

Однако даже те, кто отрицают любую новую тенденцию, также являются жертвами моды. Моды отрицания. Они перестают слушать любимую музыку из-за её мейнстримности, любить зачитанного до дыр писателя, режиссёра, увлекаться хобби или носить привычные кроссовки. Если у хипстеров есть осознанная мысль в голове, что они - особенные, то у так называемых “нонконформистов” она развита ещё сильней. Действительно ли всё, что вы выбрали, нравится вам? “А как иначе? “- спрашиваете вы. Всё на самом деле просто.

Обратимся к одному эксперименту Стэнли Милгрэма - социального психолога из Йельского университета. В соседних комнатах поместили двух людей - у одного была роль ученика, а у другого - учителя. От первого требовалось запоминать пары слов из длинного списка и не ошибаться; От второго - наказывать “ученика” электрическим разрядом. За каждую ошибку сила напряжения постепенно увеличивалась от 15 до 450-ти вольт. С каждым неправильным ответом сила удара должна была быть на 15 Вольт выше предыдущего. За спиной “учителя” стоял человек в белом халате, который каждый раз по порядку повторял фразы из стандартного набора: «Эксперимент требует, чтобы вы продолжали». «Пожалуйста, продолжайте» «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили», «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать» 65 процентов из всего числа испытуемых шли осознанно до конца, умерщвляя ученика. Кстати, за него не беспокойтесь - это был всего лишь актёр, изображающий страдания. Милгрэм прокомментировал свой опыт так: «Это исследование показало резко выраженную готовность нормальных взрослых людей заходить очень далеко, следуя указаниям авторитета».

Легко подчинить себе чужие мнения, если ты авторитет в глазах других. Люди могут даже не понимать, что их интересы, вкусы - навязаны обществом или теми, кто богаче их. Вам может нравится что угодно просто потому, что это модно или делают какие-нибудь любимцы толпы - мнимые авторитеты. Многие недооценивают влияние окружающих на свой взгляд на мир. Однако этому феномену уже дали название - групповое подкрепление. Наглядно это можно проследить в научно-популярном фильме “Я и другие”, где испытуемые буквально доходили до абсурда при выборе правильного ответа. Суть в том, что в некоторых группах, в зависимости от эксперимента, были подставные лица, которые намеренно время от времени давали ложные ответы на банальные вопросы - есть ли среди пяти фотографий две с одним и тем же человеком, перед ними находится белая пирамидка или чёрная и так далее. Настоящие испытуемые поддавались ложному мнению большинства, хотя ответы были действительно очевидными.

В то же время вы не будете индивидуальностью до тех пор, пока намеренно стремитесь отличаться от других. Люди, что пытаются выделиться из обычной толпы, попадают в другую толпу людей, старающихся быть другими. Что ж, единственный здравый выбор во всей этой погоней за личностью - это не потерять самого себя. Задайтесь вопросом: «Действительно ли я люблю то, что люблю, независимо от его потенциала к получению лайков\авторитетных мнений\ свежих трендов?». Поп-культуру хорошо изображал в своих работах Энди Уорхол. Выставляя в кричащих цветах публичных личностей или предметы массового производства - он показывал, что теперь уже нет никакой разницы между элитным и простым, дорогим и дешёвым. “В этой стране удивительно то, что она породила новую традицию потребления – богатые покупают совершенно те же продукты, что и бедные. Президент пьет Колу, Лиз Тейлор пьет Колу и, только подумай, – ты тоже пьешь Колу.” - говорил Уорхол. И эта идея актуальна и сейчас.

Мы становимся собой только когда уже не пытаемся казаться лучше или непохожим на других. Если вы отождествляете себя с приобретенными “особенными” вещами, а не с действительно вашими мыслями, то забрав у вас эти вещи - кто вы есть? Тот же уникальный человек? Тренды меняются чуть ли не ежедневно, уходят одни медиа-личности - на их место приходят другие, уже с иными взглядами - ничто не стоит на месте. Меняться вместе с другими, непохожими, ради чувства “уникальности” - бесполезное занятие. Всё самое действительно неповторимое есть лишь в вас - стоит только быть внимательней.

Дорогой читатель! Если Вам понравилась статья, поддержите канал, поставьте лайк, подпишитесь, чтобы не пропустить ещё много полезной и интересной информации.