Обзор пяти романов классиков мировой фантастики

8 December 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели. Представляю вашему вниманию подборку фантастической литературы, состоящую из пяти романов признанных мастеров жанра, корифеев мировой фантастики. Будем говорить о фантастике Пола Андерсона, Айзека Азимова, Станислава Лема, Артура Кларка и Урсулы Ле Гуин. Представляемые романы расположу в алфавитном порядке по первым буквам их названий. Поехали.

Пол Андерсон «Война Крылатых людей» (1958)

Начнем с романа моего любимого автора фантастики, Пола Уильяма Андерсона. Данная книжка входит в его грандиозный цикл о космическом будущем человечества – «Техническая история», подцикл «Торгово-Техническая Лига» («Политехническая Лига»), «ветка» о Николасе ван Рийне. Ван Рийн, владелец огромной корпорации «Пряности и напитки», ведет дела по всей Галактике. В основном, урегулированием спорных вопросов, заключением торговых сделок на разных экзотических мирах и прочей полевой деятельностью занимаются многочисленные сотрудники мегакорпорации, в том числе лучший агент ван Рийна по решению нетривиальных вопросов в иных мирах Роберт Фалькейн (со своей экстравагантной командой). Но иногда и старине ван Рийну приходится работать на местности. Так вышло и в этот раз.

Ван Рийн оказался на планете Диомед. Причудливый мир населен разумными крылатыми гуманоидами. Воинственные диомедцы находятся на дотехнической стадии развития. Так получилось, что планетолет Политехнической Лиги терпит крушение за много тысяч километров от планетарной базы компании (единственной человеческой фактории на Диомеде). Ван Рийн и несколько его спутников оказываются перед угрозой гибели на чужой планете. Чтобы выбраться из заварухи, землянам нужно склонить туземцев к сотрудничеству и помочь им победить в войне с другими туземцами. А для этого, ни много ни мало, нужно поменять весь уклад жизни одного из больших сообществ крылатых диомедцев. И эта задача ван Рийну по плечу

Чем хороша фантастика Пола Андерсона? К чисто приключенческому и легкому сюжету, фантаст всегда добавляет изюминку: сведения по геологии, планетологии, астрофизике, фантастические допущения по ксенобиологии и ксеносоциологии и т. п. Получается, как сейчас модно говорить, приключенческая космическая фантастика «здорового человека». Потому, очень люблю фантастику Андерсона. Здесь, на «Интересной фантастике», я достаточно много раз «представлял» творчество Пола Андерсона. Для всех заинтересовавшихся, сейчас хочу предложить посмотреть вот этот обзор - Пол Андерсон. Малая фантастика Великого Мастера | ПроЧтение | Яндекс Дзен (yandex.ru) . Писал его тоже я, для канала «Прочтение». Хороший кстати канал, много интересного материала о нашем жанре.

Изображение для заставки. Взято на ресурсе Яндекс.картинки
Изображение для заставки. Взято на ресурсе Яндекс.картинки

Айзек Азимов «Космические течения» (1952)

Большой цикл Айзека Азимова «Галактическая история» связывает произведения о роботах, детективе Илайдже Бейли и Р. Дэниэле Оливо, цикл «Основание» в единую Вселенную. В том числе в Галактическую историю входит и трилогия «Транторианская империя». Ее романы повествуют о времени зарождения и роста этой галактической державы. Вернее, несколько эпизодов той эпохи азимовской Галактической истории.

Планета Флорина давно подчинена сословию сквайров с планеты Сарк. На Флорине выращивают кырт – универсальное волокно на основе земного хлопка. Кырт может произрастать только на Флорине. Все попытки его выращивания на иных планетах не увенчались успехом. Сарк ревностно отстаивает монополию на Кырт и владычество над Флориной. В то же время, стремительно расширяющаяся Транторианская империя не прочь поглотить и Сарк с Флориной. На этом фоне и начинается история Рика, потерявшего память работника кыртовых плантаций. Как связана его судьба с будущим Флорины и переплетениями глобальных политических интриг в Галактике можно узнать из этого произведения.

Что можно сказать по поводу данного романа Азимова? Современная фантастика знает много примеров выдающихся вселенных, где нет деления на «черное» и «белое», с умным сюжетом и интересным устройством миров. Но очень часто фантасты 21 века зацикливаются на моментах усложнения общественных связей, изысках биотехнологий и кибернетики. За этим теряется сама суть космооперы. У Азимова ясная логичная космическая опера – старая добрая фантастика.

Урсула ле Гуин «Левая рука тьмы» (1969)

Роман получил сразу две самые престижные литературные фантастические премии США: «Хьюго» и «Небьюла». Входит в Хайнский цикл, ряд произведений, объединенных одним фантастическим миром. Миром Эйкумены, Лиги миров будущего.

В «Левой руке Тьмы», посланец Эйкумены, землянин Дженли Аи, прибывает на планету Гетен с целью установления сотрудничества и склонения гетенцев к вступлению в Лигу Миров. Ее обитатели похожи на людей и другие расы Галактики и в то же время непохожи. Они двуполые гермафродиты. Культура Гетена крайне своеобразна. К этому следует добавить суровость климата (на планете ледниковый период) и отсутствие летающих животных (гетенцы крайне трудно воспринимают идею полета, космического путешествия между мирами).

На самом деле, что бы я сейчас не добавил к описанию романа, мне все равно не удастся передать всю мощь и пронзительность фантастики Ле Гуин. Настоящая ксенофантастика о трудности понимания существ, вроде и похожих друг на друга, но в силу своей физиологии, живущих в разных системах координат. Цивилизация Гетена потрясает своей правдоподобностью и чуждостью одновременно. В то же время, сложно передать и гуманистический посыл Урсулы ле Гуин, ведь такая раса создана ею неспроста. Не хочу писать банальности на эту темы. Кто читал «Левую руку тьмы», поймет о чем я. Кто не читал – прочтите, это стоит затраченного времени. Ну а трагическая фигура второго главного героя, лорда Эстравена, не может оставить равнодушным ни одного читателя.

Артур Кларк, «Свидание с Рамой» (1973)

Ну вот и добрался в своих обзорах до гимна научной фантастики, романа Кларка «Свидание с Рамой». Бессмысленно рассказывать о сюжете книги подробно. В Солнечную систему прибывает огромный объект. Предполагается, что он искусственного происхождения. Для разгадки тайны этого объекта («Рамы») посылается научно-исследовательская экспедиция.

В принципе, это все, что я хочу сказать о сюжете. На самом деле можно развести описание искусственного мира Рамы на целый обзор. Рассказать о его устройстве, биосфере и т.п. Но этим современного читателя фантастики не удивишь. Он читал такое, или подобное и.. еще более чудесное. Чем же ценен роман по прошествии почти пятидесяти лет с момента написания? Атмосферой космоса, стремлением к познанию тайн Вселенной и научным открытиям.

Большинство из нас (и я в том числе, конечно же) любит читать легкие космические боевики, попаданцев, фэнтэзи, ЛитРПГ и другую развлекательную фантастику. Но если Вы хотите ощутить запах моря, по которому идут шлюпы «Надежда» и «Нева», жгучесть воздуха антарктической станции «Мирный», красоту планеты в открытом космосе рядом с Алексеем Леоновым, вам несомненно к Артуру Кларку, к таинственной Раме.

Станислав Лем «Непобедимый» (1964)

Неисповедимы пути эволюции. И неважно, что является ее толчком – Вселенная, Господь Бог или дело рук разумных существ. В этом убедился экипаж космического крейсера «Непобедимый», совершенного творения человеческого разума для путешествий сквозь космическое пространство. Но кто сказал, что самые совершенные механизмы, самые подготовленные, профессиональные и умные представители рода человеческого смогут противостоять простейшим механизмам? И можно ли назвать то, с чем столкнулись космонавты «Непобедимого», механизмами? Если нельзя противостоять, то можно ли понять?

Такие вопросы возникают по ходу прочтения "Непобедимого" Лема. Романа, сочетающего потрясающую научную фантастику и острый сюжет. Умели люди писать фантастику.

На этом у меня на сегодня все. Читайте фантастику.

Подписывайтесь на "Интересную фантастику" Вконтакте https://vk.com/infantastika. Ссылки на самые новые обзоры "Интересной фантастики" и канала ФКИ, а также арты+музыка, опросы, посты о писателях и знаковых книгах, фантастический словарик и многое другое.