Плюсы и минусы «Шамана». Вездеход-снегоболтоход-амфибия.

Я бы хотел бы лично от себя, сто бы там было больше шумоизоляционных материалов

По хорошей дороге, да с ветерком… Мечта каждого водителя часто так и остаётся недостижимой фата-морганой. И ехать, вроде бы, есть на чём, а вот с дорогами не сложилось. Видимо, потому и бытует мнение — вместо того, чтобы их строить, придумали вездеход. Иногда тянуть трассу и впрямь нет смысла – затраты и последующая сезонная эксплуатация окажутся такими, что выгоднее перевозить грузы и пассажиров воздушным путём. В этих районах бездорожье – обычное явление, и как раз для такой местности разрабатываются транспортные средства класса вездеход.Конструирование автомобильной техники – процесс сложный, а разработка специализированных моделей тем более. Приходится учитывать множество требований, которые зачастую противоречат друг другу. Например, высокая проходимость в первую очередь обеспечивается двигателем, развивающим достаточную мощность на низких оборотах. Тем самым приходится заботиться и о равномерном распределении нагрузки на привод ведущих осей. А это, помимо и так тяжёлого двигателя, дополнительные массивные агрегаты и конструкции. С другой стороны, на проходимость влияет и удельное давление на грунт, напрямую определяемое весом машины. Найти оптимальный компромисс, добиться оптимальной функциональности и обеспечить решение в ограниченные сроки и в условиях жёсткой конкуренции – хороший вызов профессионализму разработчиков.Одна из последних российских моделей подобного класса – снегоболотоход «Шаман» компании «Авторос» с колёсной схемой 8х8 на шинах низкого давления.

Само обозначение класса прямо говорит об основных особенностях эксплуатации – болото и снег. Вездеход оборудован дизельным двигателем Iveco F1C 3.0 TD итальянского производства, который в сочетании с шестиступенчатой коробкой передач и центральной двухступенчатой раздаточной коробкой обеспечивает достаточную мощность в широком диапазоне скоростей – минимально 2км/ч, максимально до 80км/ч.«Шаман» — высокоманевренная машина. Механизм поворота колёс за счёт межмостового и четырёх межколёсных дифференциалов трансмиссии устроен так, что каждое колесо может двигаться по независимой траектории. Как результат, снегоболотоход в особо тяжёлой ситуации может ехать практически боком, или «крабом», как говорят водители.Проблема снижения удельного давления на грунт решена за счёт шин низкого давления с автоматической подкачкой. Как известно, показатели давления на опору и в шинах численно примерно равны, и оно в случае «Шамана» может быть всего лишь 0,15 кгс/см2! Но использование шин низкого давления замечательно не только этим. Высокая эластичность покрышек приводит к тому, что они как бы обволакивают опору, гарантируя тем самым отличное сцепление с грунтом, что также увеличивает проходимость машины. Кроме того, практически отсутствуют повреждения почвы, а это в условиях тундры особенно важно. Например, следы от гусеничной техники зарастают годами, а то и остаются навсегда.Но это ещё не всё. По сути «Шаман» – плавающий вездеход, или, другими словами, амфибия. Шасси автомобиля выполнена в виде герметичной лодки, в которой и расположена большая часть агрегатов. Для отвода возможного попадания воды установлены помпы с общей производительностью до 200л/мин. В экстренных случаях быстрого сброса предусмотрены специальные электропневматические клапаны. Так что даже промокнуть, а уж тем более затонуть, машине не грозит.Следует отметить также приличную экономичность – на 100км пробега турбо-дизель автомобиля расходует всего 20л топлива. Для подобного класса машин с общей массой в 4т это очень хороший показатель. А при объёме топливного бака в 260 литров гарантируется и внушительный запас хода.И, конечно же, невозможно обойти вниманием пассажирский салон. Вот уж где конструкторы и дизайнеры поработали от души. Комфортабельность водителя и пассажиров обеспечена по высшему разряду, который не всегда встретишь даже в автомобилях VIP-класса. Во-первых, эргономическое подрессоренное водительское кресло с возможностью индивидуальной настройки, кондиционер, рулевая колонка с регулировкой. Во-вторых, просторный пассажирский отсек, где достаточно места для практичного размещения багажа в вещевых ящиках, светодиодная подсветка и те же эргономические кресла. Если добавить сюда ещё и предельно низкий уровень шума в салоне, можно по достоинству оценить старания разработчиков.Казалось бы, не вездеход, а воплощение мечты, но… Часто наружу вылезают эти маленькие «но», которые могут подпортить первоначальное впечатление. Словно отличную кашу приправили второпях прогорклым маслом. И первое, на чём сразу заостряется внимание – цена.Для многих она просто неподъёмная – почти 6 млн руб. в базовой конфигурации. Чтобы было понятно, в базовую комплектацию не входят, к примеру, автоматика подкачки колёс, почти полуторатонный прицеп, гребной винт, без которого амфибия станет просто неуправляемой лодкой. И гидравлическая лебёдка, так необходимая в критической ситуации, в базовом варианте не предусмотрена. Багажник, система подогрева зеркал… Список можно продолжить, но и так понятно, что такая конфигурация сводит на нет все «вкусности» модели. Ладно, прицеп – «приблуда» на любителя, но всё остальное? А вот полная комплектация обойдётся покупателю уже в 9 млн…Ситуация тем более курьёзная, что «Авторос» подготовил к серийному выпуску ещё один снегоболотоход – «MYL». И он ориентирован на те же условия: бездорожье, снег и болото. Но цена не дотягивает и до 3 млн. Есть разница?И второй, не столь очевидный, но важный момент – надёжность, определяемая качеством комплектации. Как раз она в значительной мере китайского производства. Даже надпись «Шаман» сделана нашими трудолюбивыми соседями! Надёжность элементов может убить даже «изюминку» модели – механизм поворота колёс. Тем более, что компания рассчитывает на стабильный заказ силовых ведомств, а в полевых условиях возможности профилактики и ремонта ограничены.