ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ В РЕКЛАМЕ

Кто-то скажет – CTR, KPI и ROI. Кто-то – «Лояльность к марке» и «Привлекательность бренда». А вот один наш постоянный клиент считает, что всё это важно, безусловно, но самое главное в Рекламе – это...

Впрочем, передаем ему слово.

...Эта история случилась в такой же жаркий майский день, с одним моим другом и коллегой, назовем его условно... Ну, раз другие участники истории в тот день называли его «Миха», то пусть Миха и будет. Он не обидится!

Итак, трудился тогда Миха в одном хорошем, но не слишком популярном печатном издании, привлекал в него рекламных клиентов. И вот, с целью привлечения одного такого Клиента он и выехал в район Медведково, на деловую, так сказать, встречу.

Вообще, расположение Клиента в обычной «двушке» типовой застройки сразу немного насторожило. Тем более – в Медведково. Но, с другой стороны, выглядел Клиент перспективно, и в других изданиях рекламу давал щедро. Стоило попробовать!

А занимался Клиент делом социально важным: торговал детекторами валют. Иностранная валюта, особенно доллары США, была тогда в большом почете, часто переходила из рук в руки, так что подобный детектор – вещь была в хозяйстве нужная.

И поначалу встреча с Клиентом настроила Миху на позитивную волну. Процесс «раскрутки» шел буквально как по маслу, без особых усилий и уговоров, и Золотой ключик сам бежал в руки.

- Мих, смотри! – сказал ему Клиент, а звали его Андрей, а всего их в квартире было двое, Андрей, и еще один, - Возьми наш детектор, сам попробуй, как работает. Зеленым загорится – нормально, красным – фальшивая купюра. Просто провести как карандашом. Я это к чему: вы про нас еще статью рекламную сможете сами написать? Ну, типа «пиар»? Сами, чтоб везде про нас разными словами было, так лучше.

Двойственное чувство охватило Миху. С одной стороны – неловкости, денег на рекламе в непопулярном издании он зарабатывал мало, а долларов – так и вовсе при себе не имел, так что испытывать детектор ему было не на чем, ну не просить же у потенциального Клиента! Но в перспективе – коли Клиент так легко согласился, раз уж и статью просит написать, значит, скоро этих долларов станет намного больше!

- Да я и сам легко напишу, так, без проверки! – выкрутился Миха. Что-что, а писать он всегда любил, и это, прямо скажем, получалось у него много лучше, чем привлекать клиентов.

Однако светлым надеждам его не суждено было сбыться. Потому что внезапно...

Потому что внезапно в квартиру вошло еще трое посетителей. Причем явно не рекламного вида, а скорее наоборот, вида весьма крепкого, кожаного и бритоголового. Один из посетителей встал в дверях, второй устремился на кухню, а третий, самый Главный – уселся на диван рядом с Михой, бесцеремонно подвинув его задом.

- Ну что, Андрюша, - веско произнес Третий, - Разговор к тебе есть деловой.

От этого сообщения до того момента весьма жизнерадостный Андрей резко нахмурился.

- Расклад, Андрюш, ты должен знать, но я еще раз напомню ситуацию, - продолжил Третий, он же Главный, - Уважаемые люди с помощью твоего детектора приобрели пять косарей зелени. А им вместо зелени – подсунули резаную бумагу, представь себе! Понимаешь, к чему я клоню?

- Допустим, - вежливо ответил Андрей.

- Андрюш, ты не подумай плохого. Уважаемые люди очень хорошо лично к тебе относятся. Просто они хотят восстановить справедливость. Чтобы ты просто – взял и вернул им эти пять косарей. Усекаешь?

- У меня нет сейчас таких денег, - твердо сказал Андрей. – И вы должны были знать об этом.

- Андрюш, есть другой вариант! – тут же воскликнул Главный, - Я согласен. Пять косарей – это сумма. Давай так: делим на троих, вас же трое. С каждого тогда выйдет...

Тут Главный ткнул Миху в бок:

- Вот ты скажи: сколько с вас с каждого выйдет тогда? Ведь меньше же?

- Миха тут совсем... – начал было Андрей, но Главный резко перебил его:

- Андрюш, сейчас не к тебе вопрос прозвучал. Итак, Миха: пять косарей на троих – сколько с каждого рыла?

Тут до Михи внезапно дошла некоторая неоднозначность ситуации. Он, кажется, оказался, в самом ненужном месте в самое ненужное время. И трудность не в том, чтобы разделить 5000 на 3, а в том, что если за весь месяц май тяжким рекламным трудом ты заработал всего жалких пятьдесят долларов, то 5000 разделить на 3, а потом еще на 50 – вот столько месяцев еще, возможно, придется провести в Рекламе совершенно бесплатно.

И ледяная капля пота скатилась по михиной спине...

- Миха тут совсем не при делах, - твердо сказал Андрей, - Он тут случайно и по совершенно другому вопросу.

- Так у него на лбу ж не написано это! – рассмеялся Главный, - Я подумал – сидит пацанчик, крутит детектор в руках. Я думал – он теперь третий с вами в доле, а раз так – то по «пятерке» тоже в доле должен быть!

От перспектив вновь оказаться «в доле» по поводу задолженности уважаемым людям Миха вновь похолодел. К счастью, ненадолго.

- Миха, тогда вот что, - веско молвил Главный. - Видишь, какие дела тут тревожные творятся. Так что по-быстрому – двигай отсюда, раз ты никому и ничего не должен. И никому не рассказывай о том, что здесь видел и слышал в ближайшие двадцать пять лет. Всё, пока. На выход.

Тот, что стоял в дверях, нехотя посторонился, и Миха еще успел расслышать, как Главный гость неожиданно человеческим голосом произнес: «А устал я, Андрюш, ты не представляешь как! Третьи сутки ведь не спим, всё мотаемся, справедливость восстанавливаем...»

На выходе из подъезда Миха заметил автомобиль БМВ, который в те дни иначе как «Боевая Машина Вымогателя» и не расшифровывали. В автомобиле сидело еще двое крепких, кожаных и бритоголовых. И они очень недобро посмотрели на Миху...

А потом он бежал к метро «Медведково» и думал так:

«Да гори она огнем, эта Реклама!!! Пусть весь месяц май пробегал с высунутым языком, а заработал всего жалкий полтинник! Пусть еще полдня потерял в этом Медведкове, да еще в разгар сессии, когда каждая минута дорога, а Клиента не привел. Но самое главное, и в Рекламе, и вообще – что ты НИКОМУ И НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН! И это прекрасно!..»

Вывод, конечно, неоднозначный, ибо весь наш опыт показывает, что главное в рекламе все же результат. Но, для Михи тех дней такой итог и был вполне себе результатом.

А мы с вами будем по-прежнему думать о CTR, KPI и ROI, лояльности и узнаваемости – о всем том, что сейчас, в 21 веке, является в рекламе САМЫМ ГЛАВНЫМ.