Интервью с Виталием Терлецким
Я поспрашивал Виталия в связи с его недавнего релиза «Причудливых Авантюр Жожо» для паблика Shikimori. Там текст приняли в штыки (анимечники, что с них взять), хотя человеком Виталий оказался очень интересным. Прилагаю интервью в чистом виде без привязки к его актуальным на данный момент работам.
Как началось твоё увлечение комиксами/мангой?
Ой, очень давно. Первые комиксы про медвежонка «Бамси» прочитал, наверное, где-то года в четыре. Потом было много всего, потом «Человек-Паук» от ИДК. Потом, в начале десятых устроился работать в «Комильфо», я тогда уже плотно сидел на комиксах, и пошло-поехало. Мангой увлёкся несколько лет назад после «Бакумана» и поездки в Японию. Там ещё очень много надо наверстать.
Откуда черпаешь вдохновение и как нащупываешь тренды в индустрии?
Вокруг. Те же «Продукты 24» — это история про любой постсоветский город и его спальный район. Я сам в таком же живу. «Роман — победитель ласточек» списан с моего друга и бывшего сотрудника. Иногда мне что-то нравится, и я пропускаю это через себя. Получается что-то совершенно новое. Еще помогает опыт. Опыт прожитого, опыт прочитанного, опыт увиденного. А потом идеи сами приходят. Лучшие приходят, когда душ принимаешь.
Насчёт трендов… Не знаю, я просто стараюсь делать то, что понравилось бы мне самому, что мне захотелось купить. А так… Тренды, индустрия? Глупости всё это. Не думаю, что я чувствую тренды.
Чем отличается работа в крупной компании типа Bubble и «на себя любимого»?
Ну, в том же Bubble я почти не работал. Делал для них пару проектов по случаю. Главное отличие в том, что в крупной компании тебе скорее всего за твой труд заплатят. А когда ты делаешь это всё сам на себя, то свой труд надо монетизировать. Поэтому надо работать больше и чаще. Зато спать можно сколько хочешь. Зимой я минимум два раза в день сплю.
Некоторые любители комиксов полагают, что отечественные авторские комиксы, по сути, нужны только создателям комиксов. Они считают, что такие авторы рисуют комикс ради самого комикса, не пытаясь выделить какую-то идею. Что ты на это скажешь?
Я считаю, что они немного избалованы. Люди, которые так говорят, часто забывают, что главная цель комиксов —развлечь читателя. Комиксы должны быть смешными. Некоторые перечитали Vertigo и серьёзные серии DC, и думают, что комиксы — это книжки в твёрдом переплёте для взрослых ценителей. Это, конечно, тоже. Однако давайте мы не будем сравнивать современных русских авторов и художников с Аланом Муром и Алексом Россом, ладно?
Есть много классных и очень талантливых ребят и девушек, которые уже очень хороши. Артём Бизяев, Ольга Лаврентьева, Катя, Гоша Магер, Женя Киямов, Алексей Волков и Кирилл Кутузов, Алексей Хромогин, Алексей Герасимов, Даня Ветлужских (говорю навскидку, это просто первые пришедшие в голову имена). Идеи есть. Просто гораздо проще прочитать того самого Человека-Паука или того самого Джона Константина, проверенных годами, чем давать шанс странному русскому комиксу от начинающего автора (все авторы начинающие, я сам —особенно, пусть за плечами уже с десяток книг).
Иногда надо сделать усилие. Иногда оно даже того стоит.
Это как с современным русским кино. Его заранее начинают критиковать, не смотрят в кинотеатрах. Максимум, если ознакомятся с обзором BadComedian. Но ведь есть и классные проекты: «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», «Дурак», «Кислота». Принято «Горько» презирать, а мне очень нравится. Пять раз смотрел, каждый раз смешно. (Если что, я и классики много видел, но «Седьмую Печать» Бергмана очень туго воспринял, каюсь).
Если не пробовать, не давать шанс и не поддерживать, то никогда ничего хорошего и не будет, не пробьётся.
Какие работы художников комиксов можешь выделить? Хотелось бы узнать про те, которые понравились бы любителям манги.
Это определённо «Моби Би» Даниила Ветлужских —там стёб над Power Rangers в сеттинге Свердловска 2025 года. «Бог Сумо» Гоши Магера. У него уникальный стиль, вдохновлённый классической мангой. «Якутия» Богдана и Жени Федотова. Если сможете ещё найти в продаже, то вам повезло. Это дико крутой русский самобытный сёнен на русском севере. Это если именно где-то около манги.
Недавно ты выступал на ТВ на тему «Для кого комиксы?». Оппонентом был широко известный в интернете депутат госдумы Виталий Милонов. Он, к моему (и, возможно, к твоему) удивлению, сразу же заявил: есть и хорошие, и плохие комиксы. Каково было участвовать в подобного рода передаче, удалось ли пообщаться с политиком вне экрана? Если да, то что о нём можешь сказать.
Да скучно было. Но я рад, что не случилось конфликта. Когда мне позвонили, я лежал с температурой, но сразу согласился. Иначе могли позвать менее компетентного гостя. В себе-то я уверен. Про оппонента: Виталий Валентинович —профессиональный политик, во всех отношениях. Тут трудно что-то добавить.
У тебя очень много работ, в которых ты выступаешь в соавторстве с другими комиксистами. К примеру, «У//ищные истории» вообще представляют из себя сборники с целой плеядой авторов. Как проходит рабочий процесс в команде? В частности, много ли свободы при работе над «Авантюрами» получил Кирилл Черкай?
Сразу отмечу, в тех же «У//ищных» я просто курирую проект, все сюжеты ребята придумывают сами. Там надо просто сделать крутую историю, а остальное я стараюсь не трогать.
Рабочий процесс в команде с художником происходит в режиме взаимного уважения к творческим начинаниям друг друга. На стадии написания сценария у Кирилла столько же права оспорить его, сколько у меня на стадии подготовки раскадровки и лайна. Всё это делается для того, чтобы творчество было совместным, иначе один из участников процесса превратится в пишущий/рисующий механизм.
Возможно ли сейчас в России жить на авторстве комиксов?
На принципах конфуцианства: «Пить воду и есть простую пищу, спать, подложив под голову локоть – в этом тоже есть радость». Обычно приходится работать/подрабатывать на «настоящей» работе. Но последние полгода я занимаюсь почти только своими комиксами, и всё ещё жив. Сейчас поступят в продажу «Собакистан» и «Причудливые Авантюры Жожо»: надеюсь, мне удастся не только отбить затраты, но и заработать достаточно денег для нас с художниками. Было бы круто, думаю, есть все шансы.
Виталий, можно сказать, мой маленький кумир. Невзирая ни на что, занимается тем, чем хотел бы заниматься я. Да, его работы в большей степени – это трэш, но он правда весёлый. Но те же «Жожо» и «Собакистан» трудно назвать глупыми, безыдейными комиксами.
Он прав. Молодым авторам надо давать шанс. Может, будем немножко лояльнее к нашим землякам?