Чернобыль

Постер мини-сериала "Чернобыль", реж. Йохан Ренк, 2019.
Постер мини-сериала "Чернобыль", реж. Йохан Ренк, 2019.

Только что досмотрел мини-сериал Чернобыль. И это действительно круто. Всегда пишу под свежими впечатлениями, чтоб ничего не упустить. Сейчас 02:41 после полуночи.

HBO вообще умеют снимать хорошее кино, ребята давно поняли, что классическое кино в полтора часа давно умерло и будущее за сериалами. Это прибыльнее, зрелищнее, больше экранного времени, можно лучше раскрыть персонажей и сюжет, влить бабла и заработать.

Режиссер сериала - Йохан Ренк, он снимал такие монументы как Во все тяжкие, Викинги и Ходячие мертвецы. Понятно, что далеко не все серии, но судя по всему, уловил как работает художественный жанр и где его сильные стороны.

Сценаристом выступил Крейг Мейзин. До этого он писал сценарии к крайне спорным фильмам: Очень страшное кино 3 и 4, а так же Мальчишник в Вегасе 2 и 3. Судя по всему это вообще его первая работа над проектом затрагивающим серьезные, сильные и важные темы, и работал он до этого явно не в той стезе. Думаю, не по своей воле.

В сериале три главных персонажа - Валерий Легасов, его играет Джарред Харрис - Мориарти из Шерлока Холмса с Кэмбербетчем, Борис Щербина - Стеллан Скарсгард - он известный актер, но в мало популярных фильмах, из известных ролей у него роль отца Уилла Тернера в Пиратах Карибского Моря, там был такой Билл Прихол - раб Дэйви Джонса и Ульяна Хромюк - Эмили Уотсон (Вселенная Стивена Хоккинга, Эквилибриум и Красный Дракон).

Слева - актер Джарред Харрис, справа - советский химик Валерий Легасов.
Слева - актер Джарред Харрис, справа - советский химик Валерий Легасов.

Первые двое - реальные исторические личности. Валерий Легасов - советский химик, действительный член РАН СССР, покончил с собой через 2 года после аварии на Чернобыльской АЭС. Борис Щербина - заместитель председателя Совета министров СССР, умер через 3 года после аварии на Чернобыльской АЭС, пишут, что к 1989 иммунитет совсем ослаб. Причин смерти не нашел.

Справа - заместитель председателя Совета Министров СССР Борис Щербина, справа - актер Стеллан Скарсгард.
Справа - заместитель председателя Совета Министров СССР Борис Щербина, справа - актер Стеллан Скарсгард.

Третий персонаж - Ульяна Хомюк - это собирательный образ всех советских людей боровшихся с последствиями Чернобыльской АЭС и с ложью пропаганды Советского Союза.

Ульяна Хомюк в мини-сериале "Чернобыль", реж. Йохан Ренк, 2019.
Ульяна Хомюк в мини-сериале "Чернобыль", реж. Йохан Ренк, 2019.

Думаю все более или менее знают что 26 апреля 1986 года случилась самая страшная техногенная катастрофа в истории человечества. Фильм не только о том, как героически гибли люди спасая весь мир, а в перую очередь о том, как эта трагедия умалчивалась, как из-за лжи, жадности и карьеризма случилась трагедия.

Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, 1986 год.
Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, 1986 год.
Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, 1986 год.
Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, 1986 год.

Самое удивительное, что ребята с HBO, которые толком в СССР не бывали смогли выстроить до боли правдоподобные декорации. Какое внимание к деталям! Чемоданы, часы, платья, коляски, машины, дома, интерьеры квартир, даже то как напечатанные на печатной машинке документы показаны в сериале. Я прямо чувствовал атмосферу 80-х. Только ради визуального ряда стоит окунуться в этот сериал - на самом деле нет. Главное, конечно, сюжет, как хорошая детективная история идёт плавно и неспеша, показывая всю жалость, мерзость и тупость карьеристов допустивших аварию 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС.

Кадр из мини-сериала "Чернобыль", реж. Йохан Ренк, 2019.
Кадр из мини-сериала "Чернобыль", реж. Йохан Ренк, 2019.
Кадр из мини-сериала "Чернобыль", реж. Йохан Ренк, 2019.
Кадр из мини-сериала "Чернобыль", реж. Йохан Ренк, 2019.
Кадр из мини-сериала "Чернобыль", реж. Йохан Ренк, 2019.
Кадр из мини-сериала "Чернобыль", реж. Йохан Ренк, 2019.

Кстати, снимали сериал в Литве и Украине, где брали столько реквизита непонятно, но масштабы впечатляют. В Литве снимали сестру Чернобыльской АЭС Игналинскую АЭС и панельки, а в Киеве снимали финальные эпизоды.

Сериал поражает вниманием к деталям, поражает умением акцентировать внимание на важном - кадром и словом. Без накручивания саспенса музыкой (хаха, конечно, иногда и этим грешат), без напускных диалогов в стиле “мы должны спасти этот мир - больше некому”, используя минимумом экшн-сцен ты не можешь оторваться от экрана. Погрузившись в проблему, вникая в диалоги - просто невозможно оторваться.

Кадр из мини-сериала "Чернобыль", реж. Йохан Ренк, 2019.
Кадр из мини-сериала "Чернобыль", реж. Йохан Ренк, 2019.

Посмотрев этот сериал у меня возник логичный вопрос - а почему у нас до сих пор ничего подобного не сняли в России, потом подумал - а вдруг сняли? Перегуглил интернет и действительно нет. Именно художественные, именно такие, где бы говорилось - да, было, да, накосячили, да, система была плохая все одно к одному, была экономия, были пятилетние планы которые надо было уложить в четыре года. Но нет, куча околохудожественной мути от ТНТ и других ребят, да Тарковский со своим Сталкером, который вышел за семь лет до событий в Припяти. По сюжету Тарковского в фильме тоже случилась авария на АЭС, хотя за основу сценария был взят Пикник на обочине Стругацких, у них зона появилась после посадки НЛО. Но это сути не меняет, почему не было? Вопрос, видимо, риторический. Ведь ключевая задача художественного кино донести до массового зрителя проблему, показать ее со всех сторон, пусть люди сами вникнут, прочувствуют и поймут. Вот например Дудь снял фильм о Колыме - 15 миллионов просмотров (!), и казалось бы, до него уже все сказали и Солженицын и Шаламов и фильмов художественных про сталинский террор и ГУЛАГ сняли огромное множество, кстати хороших. Но тут подъехала статистика, ВЦИОМ провел опрос, что у молодежи в возрасте от 18 до 24 лет нет четко сформулированной позиции по вопросу репрессий, а 24 % этой возрастной аудитории вообще не знают, что это такое. Вот и причина - напомнить о нашей истории, чтобы не повторять ошибок. И с этой точки зрения - Чернобыль великолепен.

Кадр из мини-сериала "Чернобыль", реж. Йохан Ренк, 2019.
Кадр из мини-сериала "Чернобыль", реж. Йохан Ренк, 2019.

Конечно, в сериале куча художественных допущений: дым из реактора столбом чуть ли не неделю висит, хотя на документальных фотографиях дыма нет даже в первые два дня после взрыва, разговор министра угольной промышленности с шахтерами, речь Легасова на суде - всё это чистый художественный вымысел, но очень грамотный, он нужен для того, чтобы усилить эмоциональную нагрузку важности событий, т.к. в реальной жизни трагедия и героизм очень будничны и их практически не видно.

Это сериал, это то, что нужно делать после каждой большой трагедии, ошибки или неудачи - признать, что это случилось и показать, как делать не надо. Показать именно художественным кино (документалки это конечно хорошо, но это далеко не такой массовый продукт), сделать это кино интересным, чтоб зритель смотрел и осознавал, переживал, сочувствовал, ненавидел - чтоб у него появилась эмоция по отношению к данному событию, а у нас НТВ снимает ответ (!) на сериал HBO. Как будто им кто-то вопрос задавал, ей богу.