"Ван Гог. На пороге вечности": Отрезать ухо и умереть

"Ван Гог. На пороге вечности"

Один художник снял кинокартину про другого художника. И если бы название «Ван Гог. С любовью Винсент» не было бы занято другим фильмом, то скорее всего режиссёр Шнабель нарек так своё творение, ибо огромная любовь к художнику просачивается в киноленте сквозь каждый кадр.

Фильм рассказывает о последних годах жизни художника, о том, как и почему он сходил с ума. Ван Гог здесь словно вышел из своих автопортретов, мало того, что великолепный Уиллем Дефо, воплотивший на экране отчаянного творца, очень похож на реального Винсента, несмотря на огромную разницу в возрасте, так его образ буквально дублирует те известные изображения, по которым мы знаем художника. Будто сам Ван Гог подбирал Дефо костюмы и гримировал лицо - безусловная убедительность.

Сам фильм тоже словно списан с работ постимпрессиониста, желтый, зелёный и голубой цвета заливают экран, как тяжелая краска художника. Такой подход, сделал мир, в котором живет Ван Гог, сказочным. Шнабель, как и его кумир, довёл реальность до гротескного состояния. Чтобы создать чувство иррациональности оператор Бенуа Деломм использовал репортажную съемку, а во время монтажа авторы добавили косую склейку, когда звуковая дорожка идёт вразнобой с визуалом, а также наплывы и растворение кадров. Мы видим мир глазами Ван Гога, и как и он сам, понемногу сходим с ума.

Взгляд гения не может быть нормален, а ненормальность всегда делает тебя изгоем. Так и Винсент становится неким пришельцем, не принятым в своё время, но уверенным в собственном даре. Шнабель сделал его подобием миссии, вплетая в повествование религиозную тему и образ Христа. Дабы усилить жертвенность персонажа, режиссёр отступает от фактических источников и решает закончить историю, обратившись к сомнительной теории о смерти Ван Гога. Но в контексте фильма такой поворот сюжета кажется простительным.

В целом это утонченное авторское кино, которое в художественном смысле пытается приблизиться к творчеству легендарного художника, авторы помещают Ван Гога внутрь его же картин и идеализируют образ творца.