7 подписчиков

6 февраля. Slowdive - Pygmalion (1995).

Сегодня исполняется четверть века со дня выхода третьего студийного альбома группы Slowdive. Данный диск ускорил завершение классического периода истории своих создателей, но отнюдь не по причине плохого качества. Просто очень уж не к месту оказался он в 1995-м.

Обложка. Источник - last.fm
Обложка. Источник - last.fm

Группе Slowdive в 1990-е годы не слишком везло. В силу возраста, музыканты несколько опоздали к расцвету жанра шугейзинг. Когда коллектив всерьёз вышел на авансцену, лавры первопроходцев, звания пионеров и авторитетов были уже распределены.

Когда Slowdive выпустили дебютную полноформатную пластинку (а произошло это 2 сентября 1991-ого), в Америке набрало силу уже новое музыкальное течение. Наступила эпоха гранжа, и внимание "прогрессивной общественности" переключилось на него. Не помогла даже неземная красота записей возглавляемой Нилом Халстедом и Рэйчел Госвелл группы, это в ту пору было не в моде.

Второй альбом Souvlaki, отмеченный вкладом Брайана Ино, содержал ещё более сильный песенный материал, но вновь получил преимущественно негативные отзывы. Британская рок-сцена тогда уже подготовила "свой ответ" гранжу, молодые и талантливые Blur, Suede и другие успели заявить о себе. Но данная тусовка к нашим героям тоже особой любви не питала. "Я всегда буду ненавидеть Slowdive больше, чем Гитлера" - заявил однажды в интервью Ричи Эдвардс из Manic Street Preachers. Да и лейбл себя поддержкой и продвижением подопечных особо не утруждал.

В такой обстановке ничего хорошего ждать не приходилось. Но Slowdive сами совершили "карьерное самоубийство". Они не только не попытались приспособиться к текущей моде, а, напротив, записали и выпустили совершенно бескомпромиссный альбом - сегодняшний юбиляр Pygmalion. Его воздушное, абстрактное, разреженное звучание не оставляло никаких шансов на коммерческий успех. Уже через неделю после релиза Creation Records разорвал контракт с коллективом.

При подготовке материала Нил Халстед явно вдохновлялся опытом Марка Холлиса, который в 1980-е течение нескольких лет увёл свой ансамбль Talk Talk из респектабельной "нововолновой" гавани сквозь джазовые влияния к экспериментальным и пост-роковым высотам. Творческое кредо поздних записей ныне покойного Холлиса, "прежде чем играть две ноты, научитесь сперва, как играть одну", участники Slowdive при работе над третьим студийником приняли близко к сердцу. Но столь вдумчивый, созерцательный саунд не был востребован в пору брит-поп-веселья.

К счастью, музыканты не ушли на покой. Да, они разбрелись по своим делам, организовывали новые проекты, исследовали иные жанры, записывались, выступали. Время постепенно смыло всё модное и наносное, весь гранж и брит-поп, кроме нескольких колоссов; основную массу сейчас и не упомнит почти никто. А вот культ Slowdive потихоньку рос и креп. Участники разных проектов (Low, Mogwai, múm, A Place to Bury Strangers) публично высказывали уважение и группе в целом, и диску Pygmalion в частности. Призадумались и критики. Всё чаще говорилось, что незаслуженно ругали Slowdive прежде, что Crazy for You или Blue Skied an' Clear входят в число прекраснейших творений своего времени. Да и вообще все работы коллектива, якобы "неактуальные" в 1990-е, сейчас слушаются удивительно интересно. А затем и сами музыканты собрались вновь, дабы насладиться запоздалым признанием. По крайней мере, они все живы, здоровы, а потому эта история завершается сравнительно благополучно. И сегодня хороший повод помечтать или предаться раздумьям от жизни под минималистическое звуковое сопровождение Pygmalion.