Стратегия успешного бизнеса: Value chain

16 November 2020

Как найти новые возможности для своего бизнеса, новые рынки? Как продумать цифровую стратегию, стратегию цифровой трансформации? Есть проверенные экономические инструменты, которые помогут. Один из них – анализ цепочки создания ценностей, Value chain.

Анализ Value chain учитывает такое явление, как деконструкцию цепочки ценности.

Устаревшая модель – вертикально интегрированная цепочка ценностей, когда все интегрировано в вертикали, строгом контроле внутри корпорации.

Но новые технологии – сейчас преимущественно цифровые - разрывают цепочку создания ценностей, Value chain, происходит деконструкция цепочки.

Она может быть внешней – когда ее осуществляют конкуренты, захватывающие новые рынки или трансформирующие существующие.

И она может быть внутренней – когда корпорации сами видят разрывы и новые возможности.

Цифровая стратегия на основе анализа Value chain
Цифровая стратегия на основе анализа Value chain
  • Поясню на примере.

Каждое звено цепочки создания ценностей можно рассматривать как определенный стек, создающий ценность. И эту ценность могут создавать так же конкуренты – они то и разрывают эту цепочку ценности

Примерно в 2006-ом году (если говорить о запаздывающей в любых процессах России) с появлением доткомов пришли новые технологии, интернет, онлайн – продажи, дистрибуция и программное обеспечение.

Эти технологии привели к эффекту деконструкции цепочки ценностей (value chain deconstraction), то есть цепочки ценностей начали разбиваться.

Яркий пример - кейс Новотелекома и Ростелекома.

Ростелеком - федеральный игрок, большая компания с большим бюджетом, огромным штатом, кучей людей, которая, в принципе, может демпинговать и даже бесплатно раздавать интернет, доплачивая за то, чтобы им пользовались - по идее, финансовые возможности для этого у них есть.

Но при этом у Новотелекома очень хорошая доля рынка в Новосибирске.

В такой ситуации получается, что у Ростелекома по части клиентов происходит деконструкция ценности ценностей: локальный игрок выбивает его из седла, например, на звене дистрибуции. Самое смешное, что Новотелеком может закупить трафик у Ростелекома и его перепродать, то есть эту функцию у Ростелекома забирает другой игрок.

Вот это и называется деконструкцией цепочки ценностей - когда какое-то звено из цепочки забирает другой игрок.

Деконструкция цепочки ценностей
Деконструкция цепочки ценностей

Часто федеральные компании, большие игроки рынка оказываются менее поворотливыми в работе с новыми технологиями, чем бизнес меньшего масштаба, локальные игроки. На это стоит обратить внимание крупному бизнесу.

Нужна помощь в построении цифровой стратегии, цифровой трансформации? Обращайтесь!