Протестантская этика на производстве

Протестантская трудовая этика имеет библейские корни. Характерная черта протестантских обществ — ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, но и в качестве добродетельного вида деятельности. При этом особо подчёркивается аскетизм предпринимателей-протестантов, многим из которых чужды показная роскошь и упоение властью, и которые рассматривали богатство лишь как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом. Критерием полезности профессиональной деятельности выступает, прежде всего, её доходность: «Если Бог указует Вам этот путь, следуя которому, вы можете без ущерба для души своей и не вредя другим, законным способом заработать больше, чем на каком-либо ином пути, и Вы отвергаете это и избираете менее доходный путь, то Вы тем самым препятствуете одной из целей Вашего призвания, Вы отказываетесь быть управляющим Бога и принимать дары его для того, чтобы иметь возможность употребить их на благо Ему, когда Он того пожелает. Не для утех плоти и грешных радостей, но для Бога следует вам трудиться и богатеть».

В России ряд учёных аналогом протестантской трудовой этики полагают трудовую этику старообрядцев. Старообрядчество, подобно протестантизму стран Западной Европы, оказало значительное влияние на формирование капиталистических элементов в экономике. Крупные старообрядческие общины стали центрами накопления капиталов, предпринимательство развивалось в среде староверов гораздо активнее, чем в среде традиционного вероисповедания, использование наёмного труда также было намного шире и т.д.

Да и в быту старообрядцы, как и пуритане, придерживались аскетизма, не выпячивая своё богатство. Русские крестьяне зачастую присоединялись к старообрядчеству по экономическим причинам, которые заставляли присоединяться бюргеров к баптистским сектам в Германии. Сам факт вступления гарантировал на Западе и деловые качества будущего партнёра по бизнесу, и способствовал будущему деловому успеху. И в России — старовер мог рассчитывать на кредиты и поддержку своих богатых единоверцев. Как протестантские сообщества, так и старообрядческие, являлись для своих членов финансирующими кассами.

1. Задержка заработной платы:

Запрещена задержка заработной платы — «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра» (Лев. 19:13).

Пояснение: в библейские времена оплата работ была ежедневной, и оставлять у себя на руках вечернюю зарплату рабочих до утра было дурным тоном.

2. Побои и принуждение к труду:

Запрещены издевательства и жестокое господство начальства над подчинёнными — «не господствуй над ним с жестокостью» (Лев. 25:43).

3. Качество товаров и услуг:

По мнению протестантов, Бог Библии поощряет высокое качество товаров и услуг и честное отношение к клиентам и запрещает лживые способы обогащения: «приобретение сокровища лживым языком — мимолётное дуновение ищущих смерти» (Прит. 21:6).

Пояснение: клиент не должен принимать эмоциональное решение об импульсной покупке какого-либо товара или услуги под влиянием заведомо лживой рекламы, туманных PR-акций, мошеннического промоушена.

4. Недопустимость обвеса покупателя:

Недовес весовых продуктов или недомер мерного лоскута осуждался: «не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные» (Лев. 19:35—36).

Вот цитата из Библии о недопустимости обвеса покупателей: «не должны быть двоякие гири, большие и меньшие… гиря у тебя должна быть точная и правильная, … чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой даёт тебе, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду» (Втор. 25:13—16), «мерзость пред Господом — неодинаковые гири, и неверные весы — не добро» (Прит. 20:23).

Пояснение: обвес покупателя возможен самым примитивным образом – нечестный торговец просто высверливает мерные гири. Таким образом вес гирь меняется. Чтобы скрыть такого рода махинации, высверленное отверстие залепляется какой-либо пластичной субстанцией. Подойдёт пластилин или мастика. Затем, для маскировки, вещество подкрашивается под цвет гири. Более лёгкие гири дают возможность продавать не килограмм продукта, а 950-800 граммов, но по прежней цене килограмма. Разницу в оплате торговец кладёт себе в карман. Времена товарных весов с чашами-«уточками» уже уходят в прошлое, хотя их ещё можно увидеть на колхозных рынках. Но торговцы научились обманывать покупателей и с электронными весами – под платформу весов приклеивают груз или даже прикрепляют магнит. А весы калибруют заново уже с грузом. В результате килограмм продаваемого товара становится легче.

Почему бы Русской Православной Церкви не заняться, наконец-то, делом? Почему бы РПЦ не начать проповедовать «православную этику на производстве»? Если россияне и вправду уж такие верующие, то только церковь сможет объяснить им, что резьбовые соединения не молотком надо забивать, а закручивать гаечным ключом. А то в народе уже давно саркастическая поговорка гуляет: «Забитый в стену шуруп держится крепче, чем ввинченный гвоздь».

Не за власть и не за собственность должна бороться РПЦ, а за качество производства на российских заводах!!!