Воспитание личности-17

Алекстимия

Это такое психологическое состояние личности, при котором человек, потеряв способность к определению и проявлению собственных эмоций, вынужден стараться выглядеть нормальным в глазах других.

Человек старается разработать для себя некий кодекс поведения, чтобы казаться "как все". Сначала запоминает чужие ответы на повторяющиеся типичные вопросы, а затем уже и сам старается на типичные вопросы давать приемлемые окружающими заученные ответы. Так человек старается стать, пусть и формально, "своим" в обществе.

Например, когда у человека спрашивают о его политических убеждениях, то он сразу понимает - спрашивают не из интереса, а с целью выявления оппозиции для её последующего уничтожения. и человек автоматически говорит, что он - сторонник действующей власти. Хотя по сути может им и не являться.

Возможно, что приведённый выше пример - слишком сильный, но он весьма выпукло показывает суть проблемы.

Человек, с детства лишённый эмоций, не способен проявлять их адекватно. Он просто тупо заучивает те реакции окружающих его людей, которые приемлемы. А истинные эмоции человека остаются не проявленными внешне.

Для того, чтобы иметь целостное представление о своей собственной жизни, индивид должен осознавать и различать то, что он чувствует. Однако есть люди, которые к этому неспособны – они не понимают, в каких ситуациях у них возникает та или иная эмоция. Особенности алекситимии проявляются у таких людей в те моменты, когда их охватывает гнев, грусть или любое другое сильное чувство, которое они не в состоянии определить и выразить.

Однако при алекситимии размываются не только негативные эмоции, но и положительные – человек не способен испытывать такие чувства, как радость или воодушевление.

Родители на протяжение жизни не помогали своему ребёнку учиться чувствовать – они просто не могли показать примера нормальной эмоциональной жизни. Всю жизнь родители боролись за выживание, жили через силу, отказывали себе во многом ради нужд ребёнка, вымученно поднимали его на ноги. А эмоциональную привязанность считали излишней. Одели, обули, накормили – остальное не важно…

Видя всё это, ребёнок считает себя обузой. Ведь именно из-за него родители лишают себя нормальной комфортной жизни. У него начинает развиваться комплекс неполноценности. Якобы он виноват в неполноценной жизни своих родителей. Он начинает замыкаться в себе, эмоционально черствеет, вообще перестаёт выражать какие-либо эмоции по отношению к своим родителям.

Что делать? Прямо с детства родители должны находить время ходить с ребёнком в театр. Сначала в детский кукольный театр. Затем, когда ребёнок повзрослеет – в ТЮЗ (Театр Юного Зрителя). Каждый спектакль нужно непременно и подробно обсуждать. Что понравилось ребёнку, а что – нет. Выяснять, какие эмоции возникают у ребёнка. Что он чувствует по отношению к каждому из героев спектакля – злобу, ненависть, ревность, радость, одобрение действий, сочувствие, влюблённость, идеализацию. Кто из героев злой, а кто – добрый. Каковы цели каждого из героев спектакля, какими методами он их достигает или почему не смог достичь.