Синхроптер – необычный вертолет !

Видели ли вы когда-нибудь синхроптер? Если нет – это неудивительно, ведь синхроптеры – одна из самых редко встречающихся машин в семействе вертолетов.

Синхроптер оснащен двумя винтами, но расположены они не друг над другом, а под углом друг к другу, вращаясь во взаимно противоположных направлениях. Винты жестко связаны между собой механической связью, что исключает возможность их перехлестывания. Интересно, что синхроптерам при этом не нужен так необходимый для других винтовых машин рулевой винт на хвосте.

Конструкция синхроптера была придуманы в конце 1930-х немецким инженером Антоном Флеттнером, а первый полет синхроптер модели Fl-265 совершил в мае 1939 года. В те времена необычным аппаратом заинтересовались кригсмарине (название немецкого военно-морского флота в эпоху Третьего рейха), закупив 30 машин подобного типа.

Синхроптер Fl-265 | источник
Синхроптер Fl-265 | источник

Во время испытаний, которые проводились в Балтике и Средиземном море из-за аварии было потеряно две машины Fl-265. Остальные успешно отрабатывали взлет и посадку с кораблей, проводили разведку местности, обсуждалось их использование для воздушных сражений. В целом, немецкое командование было довольно характеристиками машины и планировало ее дальнейшее использование для патрулирования и разведки, а также для борьбы с вражескими подлодками и перевозки грузов для нужд полевой армии. Но далеко идущим планам помешала бомбардировка союзниками комплексов по производству синхроптеров и разработке новых летальных аппаратов подобного типа.

Синхроптер Fl-282 «Колибри» | источник
Синхроптер Fl-282 «Колибри» | источник

Идея вертолета с необычной конструкцией винтов была забыта до 1945 года, когда американец Чарльз Каман, основавший фирму Kaman Aircraft, выпустил свою модель синхроптера под названием Kaman K-125. По настоящее время Kaman Aircraft единственной компанией, производящей серийную сборку синхроптеров. Пожалуй, самой известной моделью является вертолет Kaman K-MAX, выпускающийся с 1991 года.

Синхроптер Kaman K-MAX
Синхроптер Kaman K-MAX

Основное предназначение данного летательного аппарата – перенос грузов для нужд американской армии. Kaman K-MAX может поднимать груз, превышающий его собственную массу – 2720 кг, в то время как вертолет весит 2345 кг.

Синхроптер идеален для переноски грузов | kaman.com/kaman-media
Синхроптер идеален для переноски грузов | kaman.com/kaman-media

Преимуществом синхроптеров перед обычным вертолетом является больший радиус вращения несущих винтов, что позволяет значительно увеличить его грузоподъемность. Кроме того, отмечается, что синхроптер более легок в управлении, чем обычный вертолет и издает меньше шума при полете. Из недостатков синхроптера можно выделить низкую маневренность аппарата из-за отказа от рулевого винта.