Мечта советского мальчишки: коллекционирование автомобильных моделей. Часть 2

Продолжение первой части

— Расскажи какой-нибудь интересный случай связанный с приобретением новой модели.

— В моём городе был кинотеатр. Алгоритм работы его буфета так и остался для меня неразгаданным. Но факт — это было одно из немногих мест в миллионном городе, в котором с завидной регулярностью появлялись в продаже модели даже во времена самого жесткого дефицита. Именно там была приобретена добрая половина моей коллекции на тот момент. Причем появлялись даже такие экземпляры, о существовании которых я в ту пору и не догадывался. МАЗ-503, например.

Маленькую партию этих грузовиков завезли в буфет осенью 1990 года. Об их появлении мне доложил соседский пацанчик Игорь. Он был старше меня на пару лет и с детства отличался завидной предприимчивостью. И сразу предложил схему — сейчас идем в кино, покупаем сразу 4 или 5 моделей, по одной оставляем себе и остальные с прибылью продаем. Слово «спекуляция» нас в то время в силу возраста особо не касалось. Так и поступили. К счастью, у меня оставалось 10 рублей от подаренных на день рождения денег, да еще в копилке нашлось кое-что. Поэтому покупку двух МАЗов по 7 руб. 60 коп. я осилил без труда.

А в воскресенье мы с Игорем отправились на барахолку. Мы встали неподалеку от бородатого мужика, рядом с которым на скамейке стоял открытый "дипломат" полностью заполненный моделями в новеньких коробках. Волги и Москвичи он продавал по 15-18 рублей, уже имевшаяся у меня Чайка стоила 25, милицейский РАФик можно было купить за 30. И тут я увидел Ниву...

Лишь спустя много лет я узнал, что по тем временам это была одна из самых крутых в мире моделей в масштабе 1:43. Саратовский "Тантал" не выпускал ничего подобного ни до появления Нивы, ни после неё. Но в тот момент я ничего этого не знал, а только спросил — сколько? И получил ответ - 35 рублей. Штамп на коробке с ценой в 11р. 30 коп. на этом рынке ничего не значил.

Чуть позже владелец Нивы заинтересовался моим грузовиком, но меняться отказался, мотивировав тем, что мой МАЗ столько не стоит. Прошло часа полтора. Покупателей не было, по небу ползли тёмные тучи. Вот-вот мог начаться дождь. Мужик на соседней скамейке озабоченно поглядел на небо и стал собирать свои модели в "дипломат". И тут ко мне подошел молодой парень в очках и попросил разрешения посмотреть модель. Буквально через пару секунд раздался знакомый голос и продавец с соседней скамейки торопливо подошёл к нам.

Молодой человек, простите, но эту модель я забираю! Мы уже договорились, так? Держи, пацан! — и с этими словами он протянул мне коробочку. Парень, пожав плечами, отошёл. Я, не веря своему счастью, взял из рук бородатого Ниву. А Игорь тем временем уже доставал из коробки для парня точно такой же МАЗ.

Это была победа. Первая победа на коллекционном фронте. И первая в череде удивительных историй, которые со временем накапливаются у каждого увлеченного человека.

— Как родные и друзья относятся к такому увлечению? Не звучат ли от людей упрёки в стиле «зачем тебе эти машинки, можно было потратить на что-нибудь полезное»?

— Нейтрально. Нет, не звучат, потому что в моём окружении таких людей уже давно нет. Те, кто имел неосторожность ляпнуть — у меня нет ничего общего с ними. Если человек заходит и видит к примеру на полке 10 машинок — да, он может такое спросить. Но когда человек заходит и видит, что модели занимают три из четырёх стен в помещении, где висят шкафы высотой по 1.7 м забитые под завязку — то это просто недалёкий человек. Но такие ко мне домой просто не попадают :)

— Самый большой обман, который случался на почве коллекционирования?

— Попытка продажи мне подделки за большие деньги под видом раритета.

— Наверно крамольный вопрос для любого коллекционера: задумывался ли когда-нибудь о продаже коллекции? И сколько в теории она может стоить на сегодняшний день?

— Варианты продажи коллекции не рассматриваются. Само собой, в случае необходимости я её продам, но будем надеяться что такой случай не представится.

Во сколько сегодня оценивается коллекция? Трудно сказать. Это коллекцию в 100-200 моделей можно оценить более или менее точно, а как оценивать когда их далеко за 1000? Вот взять хотя бы Москвичи, которых у меня около 70 штук. По соседству стоят М-407 от IST и артикульный цельнолитой Москвич из Саратова. Первый — двухцветный, нарядный, с высоким уровнем деталировки. А второй невзрачный серый, с весьма условной детализацией. Вот только IST стоит около 1000 рублей и его свободно можно купить на многих торговых площадках, а саратовский Москвич — это раритет 1971 года выпуска. В СССР он когда-то стоил 3 рубля 50 копеек, что являлось примерно 1/35 частью средней советской зарплаты. А сегодня его цена не менее 20 тысяч рублей и найти его на аукционах довольно сложно. При том что за 20 тысяч рублей многие в России сегодня работают целый месяц, а то и полтора. Разницу чувствуешь?

В моей коллекции есть немало моделей, которые в свое время покупались относительно дешево, а сегодня их стоимость выросла до нескольких сотен $. А есть и те, чья цена колеблется от 300 до 1000 рублей. Поэтому общую стоимость всего собрания можно прикинуть только приблизительно. Я оцениваю свою коллекцию примерно в 3.5 миллиона рублей, + - 100 тысяч.

— Как ты хранишь свою коллекцию? Часто ли приходится обслуживать модельки?

— За стеклом. Герметично запечатанные шкафы имеют минимальные зазоры, для верности проклеенные скотчем от попадания пыли и влаги. Так же с влагой борются пакетики силиконового геля, которые я нагло тырю во всех магазинах одежды и обуви. Замена пакетиков происходит в среднем раз в полгода, а пыль в шкафах вытирается раз в несколько месяцев. Потому что она всё равно проникает туда, где не заклеено скотчем. А все шкафы заклеить по техническим причинам невозможно.

— Сразу возникает вопрос про устойчивость моделей в шкафу.

— Туда-сюда они не катаются, потому что стоят резиновыми колесами на стеклянной поверхности. А резине по стеклу скользить трудно. Все полки и витрины в свое время вешались при помощи уровня, максимально ровно. Хотя некоторым экземплярам приходится подкладывать "башмаки" под колёса, но их не более 10 на всю коллекцию.

Что касается грузовиков и автобусов, то там модели приобретают устойчивость еще из-за веса. В среднем каждая крупная модель весит 200-300 граммов, но есть и тяжеловесы. Американские грузовики весят по 700-900 гр., а такие шедевры как Интернейшенл 9700 Ричарда Петти или Фрайт «Snap-On» до 1.5 кг вместе с трейлером.

— Приходилось ли ремонтировать или восстанавливать какие-то экземпляры? Или собирать самому?

— Регулярно. У меня дома покрасочный цех, я могу взять модель в ужасном состоянии и привести её в идеал. Если я, к примеру, возьму модель 70-х годов и буду её реставрировать, то она будет восстанавливаться только оригинальными запчастями.

— Какие препятствия и трудности могут подстерегать начинающего коллекционера? И какие советы можно дать новичку?

— Любые. От ворчания жены и отсутствия финансов на покупку желаемого до аферистов, пользующихся неопытностью новичка. Но главная трудность — это недостаток информации, который нужно восполнять как можно скорее, чтобы не стать жертвой мошенников.

— А где и как лучше всего покупать модели? Специализированные магазины, условный «Авито» или барахолки?

— Нет определенного места где лучше. Модели сегодня продаются повсюду и найти их можно где угодно — магазины, барахолки, интернет, объявления и т.д. Каждый сам решает за себя что и где ему купить. Как можно советовать новичку покупать модели только в магазине? А может его интересуют только старые советские автомобили, которые в магазинах не продаются уже 30 лет? То же самое и с интернетом. Выбор огромен, но всегда есть риск получить не то, на что рассчитывал. Поэтому, повторюсь, каждый сам решает для себя.

— Какие планы и цели на будущее?

— Изготовление на заказ новых витрин по индивидуальному проекту, с учетом планировки помещения. И продолжать коллекционирование без каких-то ограничений по срокам. Хоть до 100 лет.

Блиц

— Любимый экспонат коллекции?

— Самая первая модель.

— Самая старая модель?

— Москвич 408 от Dinky Toys, 1968 года выпуска.

— О какой коллекционной модели ты мечтаешь?

— ГАЗ-3102 А38. Коллекционеры поймут.

— Самая большая сумма потраченная на один экземпляр? И сколько в среднем денег уходит в месяц на пополнение собрания?

— Около 1000$. В среднем в месяц на коллекцию уходит 5-8 тысяч рублей.

— Какую машину из своей коллекции хотелось бы в реальности?

— У меня уже есть две собственные и одна служебная машина в реальности. Четвертую просто некуда будет ставить :)