Падение с высоты 10 км без парашюта. Есть ли шанс выжить? (спойлер: есть)

1. Такое вообще возможно?

Да, в 1972 году сербская стюардесса Весна Вулович обслуживала рейс самолета DC-9-32. Над Чехословакией самолет с 28 пассажирами и членами экипажа взорвался. Стюардесса пролетела 10 км, будучи зажата между своим сиденьем, тележкой из буфета и телом еще одного члена экипажа. Она приземлилась на покрытый снегом горный склон и до полной остановки долго по нему скользила. В результате она получила переломы основания черепа, трёх позвонков, обеих ног и таза, но осталась жива.

По воспоминаниям Вулович, страха полётов у неё не появилось, так как момент катастрофы она не запомнила. Поэтому после выздоровления девушка пыталась вернуться к работе стюардессой в Yugoslav Airlines, но в итоге получила офисную должность в авиакомпании.

2. Это был единичный случай? Обломки как-то помогли ей?

По данным на 2008 год, количество выживших после падения с высоты более 3 км составляет 42 человека. Да, если вас окружает что-то вроде кокона из обломков, вероятность выжить при ударе о землю будет заметно выше.

Ярким примером же свободного падения можно считать военного летчика Алана Мэги из Нью-Джерси. В 1943 году, когда он выполнял боевое задание в небе Франции, его выбросило из самолета В-17. Пролетев 6 км, он пробил крышу железнодорожного вокзала. Практически сразу же его взяли в плен немцы, которые были потрясены, увидев его живым.

В пафосности приземления Мэги смог превзойти разве что британский бортстрелок Николас Алкемейд. Его бомбардировщик был сильно поврежден: загорелся и вышел из-под контроля. Вариантов было два: либо сгореть внутри самолёта, либо умереть при столкновении самолёта с землёй.

Решив, что ни один из этих вариантов ему не подходит, Алкемейд решил выпрыгнуть из самолета без парашюта (тот сгорел во время пожара на самолёте). Бомбардировщик находился на высоте 5 км над землёй, когда Алкемейд прыгнул. Храбрый британец пролетел через покрытые снегом ели, которые смягчили его падение, и упал в глубокий сугроб. По сообщениям, лётчик отделался лишь вывихнутой лодыжкой и шоком. Так же поговаривали, что после приземления первым делом Николас огляделся и закурил.

3. В Советском Союзе или России происходило что-то подобное?

— В СССР был случай, когда Лариса Савицкая падала с высоты 5 км после столкновения пассажирского лайнера с бомбардировщиком. В момент катастрофы она спала в своём кресле в хвостовой части самолёта. Проснулась от сильного удара и внезапного ожога (произошла разгерметизация и температура моментально упала с 25 °C до −30 °C). Ларису выбросило в проход, очнувшись, она добралась до ближайшего кресла, забралась и вжалась в него, хотя и не пристегнулась. Сама Лариса впоследствии утверждала, что в тот момент ей вспомнился эпизод из фильма «Чудеса ещё случаются», где героиня при крушении самолёта вжалась в кресло и выжила.

Лариса Савицкая с мужем Владимиром. Он тоже находился на том рейсе.
Лариса Савицкая с мужем Владимиром. Он тоже находился на том рейсе.

Часть корпуса самолёта спланировала на берёзовую рощу, которая смягчила удар. По последующим исследованиям, падение обломка самолёта (размерами 3 на 4 метра) заняло 8 минут.

Через два дня её нашли спасатели, врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы. Она оказалась единственной выжившей из 38 человек на борту.

4. Влияют ли габариты человека и его местоположение в салоне на шанс выжить?

— Все мы знаем, что шанс выжить увеличивается, если находиться в хвосте самолёта. Так же статистика показывает, что в случае катастрофы выгоднее оказаться членом экипажа или ребенком. За последние 40 лет зафиксировано по крайней мере 12 авиакатастроф, когда в живых оставался только один человек. В этом списке четверо были членами экипажа, а семь — пассажирами в возрасте до 18 лет. Среди спасшихся Мохаммед эль-Фатех Осман, двухлетний ребенок, который пережил крушение «Боинга» в Судане в 2003 году, приземлившись среди его обломков. Ребенка нашли лежащим на упавшем дереве.

В 2009 году, когда неподалеку от Коморских островов потерпел крушение лайнер Yemenia Airways, в живых осталась только 14-летняя Байя Бакари.

Байя Бакари - единственная выжившая из 153 человек. В январе 2010 года Бакари опубликовала автобиографию «Выжившая».
Байя Бакари - единственная выжившая из 153 человек. В январе 2010 года Бакари опубликовала автобиографию «Выжившая».

Выживаемость членов экипажа можно связать с более надежными системами пассивной безопасности, а вот почему чаще в живых остаются дети — пока не ясно. В исследованиях FAA отмечается, что у детей, особенно в возрасте до четырех лет, более гибкие кости, мышцы более расслаблены и более высокий процент подкожного жира, эффективно защищающего внутренние органы. Люди маленького роста — если их голова не высовывается из-за спинок самолетных кресел — хорошо защищены от летящих обломков. При небольшом весе тела ниже будет и устоявшаяся скорость падения.

5. Допустим, такая ситуацию приключилась со мной. Мои действия?

— Проблемы с кислородом на такой высоте приведут к гипоксии и потере сознания, поэтому пару километров вы будете падать как мешок с удобрениями. Когда сознание вернется – вот тогда и можно будет задуматься о спасении. В любом случае – конечную остановку в виде земли вы точно не пропустите.

6. Сознание вернулось. Что делать дальше?

— Значит вы примерно на высоте в 6-6,5 км. До удара о землю у вас осталось две минуты. Вполне достаточно, чтобы подумать о прожитых годах и посожалеть о своих глупых поступках. Но лучше, не теряя самообладания, заняться своим спасением и искать место для приземления.

7. Куда целиться?

— Самая опасная поверхность — вода. Результат падения на воду будет примерно таким же, как на бетон. Если вас ждет внизу водная поверхность, то оптимальным был бы вход в воду «солдатиком», то есть ногами вперед. Руки при этом должны закрывать голову для защиты. Тогда у вас будут хоть какие-то шансы выбраться на поверхность живым.

Теперь обратимся к опыту счастливчиков — некоторые остались живы, угодив в густой кустарник. На крайний случай подойдёт и стог сена. Лесная чаща — тоже неплохо, но есть вероятность напороться на какой-нибудь сук. Снег – идеальный вариант. Болото, покрытое растительностью и трясиной тоже может спасти вам жизнь.

8. А как правильно падать?

— В идеале — сыграть роль «наездника на обломках». Этот термин пустил в оборот Джим Хамильтон, массачусетский историк-любитель, который исследует случаи падения с большой высоты. «Наездником» в его терминологии называется тот, кто сумел ухватиться за какой-нибудь обломок.

Если же в поле вашего зрения не видно ни одного предмета, то примите положение, в котором падают парашютисты: голова запрокинута назад, руки и ноги широко расставлены в стороны (чем-то похоже на букву Х). Это снизит скорость падения и даст вам больше времени. Главное — не расслабляйтесь. Вопрос о том, в каком положении падать — до конца ещё не решён.

В журнале «War Medicine» от 1942 года была опубликована статья, рекомендующая падать плашмя, потому что распределение нагрузок по всему телу даёт возможность избежать травм. С другой стороны, в 1963 году, Федеральное агентство авиации (FAA) подготовило доклад о том, что оптимальной для сохранения жизни будет классическая группировка, принятая среди скайдайверов: ноги вместе, колени повыше, голени прижаты к бедрам.

9. Мне удалось приземлиться, кости вроде целы. Самое страшное позади?

— Падение на открытой и населённой местности с большей вероятностью означает ваше спасение. Но вы вполне можете пролетать над густыми лесами или островами, которые заселены дикими (а иногда и хищными) животными. Следует вспомнить случай с Джулианой Кёпке. В 1971 году в канун Рождества она летела на самолете Lockheed Electra, который взорвался где-то над Амазонкой. 17-летняя немка пришла в себя на следующее утро в джунглях. Она была пристегнута к своему сиденью, а вокруг валялись груды рождественских подарков. На четвёртый день после катастрофы она решила отправиться на поиск помощи и сосредоточилась на совете отца-биолога: «Потерявшись в джунглях, ты выйдешь к людям, следуя за течением воды».

Джулиана Кёпке в 1970-х и 2011 гг.
Джулиана Кёпке в 1970-х и 2011 гг.

Перед этим она обыскала обломки в поисках еды, но обнаружила лишь небольшой кулек с конфетами, которые и стали её походной пищей. Она обходила крокодилов и колотила по мелководью палкой, чтобы распугать скатов. К концу пути из одежды на ней осталась только рваная мини-юбка. На десятый день своего нахождения в тропическому лесу она вышла на хижину лесорубов, которые и оказали ей помощь.

Впоследствии расследование установило, что момент падения пережили 14 человек, но все они скончались от травм в течение следующих нескольких дней, до прибытия помощи.

Взрослая Джулиана возвращается на место катастрофы
Взрослая Джулиана возвращается на место катастрофы