Фуллер Э. О воспитании детей, которые плюются едой [Tricky Kids. Transforming conflict and freeing their potential].

Для кого? Для родителей, готовых признаться, что их ребенок не поддается классической родительской «дрессировке» из серии не делай то, что плохо, а делай только то, что хорошо. Для учителей и воспитателей, которые на самом деле ищут подходы к детям, выделяющимся в коллективе (чаще всего каким-то немыслимым поведением). Для бабушек и мимокрокодилов, уверенных, что «вы его просто плохо воспитываете» (жаль, что они никогда эту книгу не прочтут). В основном книга о школьниках и подростках. Для тех, у кого дети до трех лет, точно будет неактуальна.

Кто автор? Известный практикующий психолог, семейный консультант, автор серии программ по воспитанию детей "Мастера сердец", которые используют в своей работе более 20000 школ Англии и Австралии. Он написал несколько популярных книг по детской психологии и воспитанию.

Основная идея книги: Сложные дети – это не «плохие» дети, а те, кто выбрал для себя определенные модели поведения. Стратегия родителей, представленная в книге, призвана поощрять детей искать другие способы поведения. Сосредоточив свое внимание на поступках, а не на детях, развивая предложенные автором ритуалы, а иногда действуя спонтанно, родители помогают себе перехитрить сложных детей. Такие дети не перерастают своего упрямства, они либо учатся адаптироваться и меняться, либо изводят близких долгие годы. Они могут быть дикими и неуправляемыми, но процесс воспитания таких детей принесет родителям и учителяммного знаний о жизни и о себе.

Чего в книге нет? Волшебной таблетки, превращающей сложного ребенка в послушного. Обещания, что будет легко.

Что понравилось? По твердому убеждению автора, из таких сложных детей вырастают люди, способные изменить мир, именно в них таятся качества настоящего лидера. Большинство преуспевающих исторических личностей были сложными детьми. Автор понимает, как нелегко родителям таких упрямцев. Он дает подробную четкую классификацию детей по привычным им стратегиями поведения. Любопытно, что туда попали и манипуляторы, и тихие упрямцы себе на уме. Приводятся любопытные примеры диалогов, помогающих решить проблему. Порадовал раздел для учителей, которых тоже желательно привлекать к внедрению новых стратегий.

Что не понравилось? Пятая часть, которая изобилует какими-то банальными советами по разным поводам, не подкрепленными руководством к действию. В имеющемся варианте они просто невыполнимы, особенно с такими сложными детьми. Автор как будто перестал быть на стороне родители и вернул им непосильный груз ответственности и вины без возможности хоть как-то облегчить себе жизнь. Просто чудовищный перевод: местами понять, о чем речь, очень сложно. Все источники приведены в совершенно непривычной транслитерации и переводе. Большинство устоявшихся понятий типа теории привязанности изобретены переводчиком заново.

Очень краткое содержание:

Часть 1. Руководство по диагностике сложных детей. Сложные дети имеют турбозаряд. Ради победы они готовы на все. Переспорить их почти невозможно. Автор дает 10 рекомендаций для родителей: 1) Сосредоточить силы на одной модели поведения, чтобы постараться свести ее к минимуму за шесть недель. 2) Пытаться объяснять что-то в момент конфликта — не лучшая идея. Отойдите, остыньте и начните разговор снова. 3) Используйте заведенный порядок вместо слов. Превратите провокационные вопросы, которые обычно приводят к ссоре, в четкие ясные утверждения. 4) Лучше делайте, чем говорите. Соблюдение несложных ритуалов обладает большой позитивной силой. 5) Один из способов свободного выражения любви к сложному ребенку — не погружаться в воспитание с головой. Воспитание — это марафон, а не спринт. Только заботясь о себе, вы можете дать ребенку то, то ему необходимо. 6) Никогда не ссорьтесь на ночь, напомните перед сном, что вы любите ребенка. 7) Необходимо знать друзей своих детей и их родителей. Не спрашивайте разрешения своего ребенка на контакт с родителями его друзей. 8)Ищите темы для бесед. 9) Обращайтесь к ребенку с просьбой в подходящий момент. 10) Вы ему нужны как активный друг, который всегда готов поддержать своего ребенка, но твердо определяет свои границы.

Глава посвящена подробной классификации детей по типам поведения. Автор даетхарактеристику каждому типу, обращает внимание на то, как взрослые реагируют на плохое поведение каждого из них. Описывает и как дети реагируют на требование «прекратить  так себя вести». После этого автор приводит основные стратегии воспитания, подходящие для каждого типа в отдельности.

1. Манипуляторы (девиз «Любой ценой!»). Ловко обводят взрослых вокруг пальца, очаровывая их. Они подавляют и контролируют других людей. Им необходимо быть в центре внимания, чувствовать себя лучше всех. Родителям предстоит научить такого ребенка общаться со сверстниками, помочь ему стать человеком, который не только берет, но и отдает.

2. Посредники («Всегда есть, кому выслушать тебя»). Хитры и склонны к озорству. Умеют завлечь и развеселить людей. Но они не понимают, когда пора остановиться. Они отвлекают внимание, чтобы выскользнуть из невыгодных для них ситуаций. У них есть удивительное свойство влипать во всевозможные неприятности. Цель родителей — воспитать в них честность и понимание потребностей других, а не подчинить своей воле. Таким детям требуется четкое определение границ и предупреждение о последствиях. После этого остается только не ссориться и не уступать. Многие посредники приходят в восторг от наград.  Поощряйте их осязаемыми подарками.

3. Спорщики («Побеждает тот, за кем последнее слово»). Очень решительные и говорливые дети, ревниво следящие за справедливостью. Они не отступят, пока не добьются своего, но под этим часто скрывается неуверенность в том, что они достаточно хороши. Задача родителей — изменить их самооценку и научить общаться с людьми, иначе они так и будут ввязываться в споры по любому поводу и контролировать других. Не нужно спорить с такими детьми, вместо этого покажите им свою любовь. Проанализируйте их обиды, предложите им понимание, а не жалость. Такие дети вбили себе в голову, что путь к вниманию лежит через споры. Требуется некоторое время, чтобы разубедить их в этом. При каждой возможности хвалите их наедине. Невербальные знаки внимания также эффективны.

4. Конкуренты («Биться до конца»). Любое взаимодействие с ними может превратиться в источник борьбы. Они любят похвастаться и не выносят поражения. Потребность победить любой ценой означает одно — они не задумываются о последствиях своих действий. В душе испытывают страх поражения. Ошибка родителей — дать втянуть себя в битву. Это только укрепит убеждение ребёнка в том, что можно быть либо первым, либо никем. Родителям необходимо осознать, что естественные последствия поступка для них не имеют значения. Угрозы, шантаж и наказания лишь поддерживают их боевой дух. Никогда не начинайте конфликт в присутствии приятелей ваших детей. «Держу пари, ты не сможешь», — хороший ход, но не всегда действенный. Лучше обращаться от третьего лица. Например, «немногие родители позволили бы детям твоего возраста....», «немногие поверят, что ты смог бы....» и т.д. Помогите ребёнку справиться с поражением. Поищите возможность привлечь его к деятельности, где нет победителей и побеждённых. Ещё такие дети хорошо реагируют на поручение им обязанностей.

5. Бесстрашные («Никакого страха»). Мало беспокоятся о собственной безопасности и безопасности окружающих людей. Это не результат воспитания, они такими родились. Они любят трудности, любят рисковать и ищут приключений. Это импульсивные дети, они сразу делают, что задумали. Волновать и расстраивать родителей вовсе не входит в их задачу, просто они не испытывают страха. Родителям таких детей очень важно развить в себе иммунитет к сочувствующим взглядам со стороны. Бесстрашных нужно удерживать — это главное правило воспитания. Они не умеют оценивать риск и останавливаться. Родители не должны отбирать у этих детей право на риск. Найдите позитивные формы риска: экстремальные виды спорта, прыжки на батуте и т.д. Обеспечьте им спокойное окружение: продуманные музыка, освещение, движения и еда. Помогайте им развивать умение предвидеть последствия с помощью вопросов: «Что сначала ты сделаешь?», «А что произойдёт потом?». Важно договориться с ребёнком о невербальных сигналах, позволяющих снизить риски или затормозить ребенка в момент опасности.

6. Пассивные упрямцы («Проблема? В чем проблема?»). Рассеянны, скрытны и неорганизованны. Не привыкли торопиться. Они как будто руководствуются надеждой, что все разрешится само собой, без их участия. Такие дети добровольно соглашаются на второстепенные, пассивные роли. Для них характерно скрывать свои чувства. Родители испытывают искушение подтолкнуть их к действию, вдохновить, зажечь, но не приходят к успеху и начинают переживать. Успешный подход к таким детям заключается в увеличении их ответственности. Чтобы установить контакт, запаситесь терпением, уменьшите давление на ребенка и увеличьте свое присутствие. Дайте понять, что такой привилегии, как избегание общения с близкими, у вашего ребенка нет. Поищите возможности, где они смогут развить уверенность в заботе о других.

Часть 2. Эволюционные стадии сложных детей. Родительство — очень сложное занятие. Большинство родителей сложных детей задаются вопросом «Где норма?». Глава призвана дать приблизительное представление о ней. Важно помнить, что дети развиваются с разной скоростью. Ребенок, который развивается быстрее других, далеко не всегда бывает самым умным и успешным.

Детский мозг развивается скачками с последующими периодами консолидации. Автор приводит временную шкалу, которая отражает социальные способности ребенка в разном возрасте и помогает родителями в выборе приоритетов. Информация эта довольно известная, но неплохо структурирована и в некоторых разделах подсвечена: как именно это проявляется у определенного типа сложного ребенка.

Часть 3. Как творить перемены. Время от времени все семьи скатываются к весьма сомнительным воспитательным методам, от которых больше вреда, чем пользы. Со сложными детьми это почти неизбежно. Автор предупреждает, что его методики и рекомендации родителям придется адаптировать под конкретную ситуацию, так как никто лучше них не знает своего ребенка.

Если у вас сложный ребенок, вы должны знать все о переменах настроения. Пока вы не измените настроение ребенка, вы не сможете изменить его поведение. Настроение связано не только с событиями дня, но и зависит от химических процессов в мозге и организме в целом. Автор объясняет действие основных гормонов, влияющих на поведение и настроение: адреналина, кортизола, дофамина и серотонина, а также признаки их повышения или понижения. Он предлагает общие стратегии для регуляции этих гормонов.

Существенно облегчить жизнь и настроение сложным детям и их родителям помогут такие факторы, как сон, диета, движение, освещение и музыка. Но главными факторами, запускающими перемены в ребенке, являются родители. Воспитание сложных детей может истощить любого. Первое, что нужно сделать — это освободиться от чувства вины. Помните, что быть идеальными нереально. Второе, что нужно сделать — задать тон в доме. Станьте примером: правильно спите, правильно питайтесь, правильно живите. Ваш ребенок не примет ваши намерения настроить жизнь в семье на правильный лад до тех пор, пока вы не настроитесь сами.

Далее автор предлагает пять шагов к переменам: 1) Перестаньте делать то, что вы делаете; 2) стройте причастность; 3) создавайте культуру взаимодействия; 4) начните новый танец; 5) новый танец. Часть советов очень напоминают теорию привязанности. Много внимания отводится совместным ритуалам (некоторые из них, правда, совершенно нелепые или трудновыполнимые, на мой взгляд).

Часть 4. Позитивные жизненные привычки. Большинство сложных детей следуют моделям поведения, унаследованным от родителей. Автор обещает рассказать, как правильно организовать воспитательный процесс, чтобы научить детей навыкам, необходимым для успешной жизни. На мой взгляд, информация в этой части достаточно общая. Много уделено вниманию описанию нынешнего поколения детей. Проблемы и задачи обозначены кратко и вскользь.

Например, автор утверждает, что под вызывающим поведением сложных детей может скрываться тревога. Далее следуют рассуждения о том, что сейчас может быть причиной тревоги: страх перед неудачами, низкий уровень стабильности, ощущение недостатка времени и т.д. Потом родителям предлагает отправиться на поиски талантов и интересов своего ребенка, а также преподать детям урок оптимизма. Чуть больше внимания уделено навыку распознавания чувств и способности успокаиваться — эти техники будут интересны новичкам, но родителям, прочитавшим массу литературы по воспитанию и психологии, покажутся банальными.

Часть 5. Непростые задачи. В начале раздела автор подсказывает, что делать в случае возникновения проблем (интереснее всего будет родителям подростков). Для начала необходимо признать поражение и подумать, как от нее избавиться. Не смысла выяснять, почему она возникла. Важно замечать, что происходит, когда проблема устраняется или не дает о себе знать в данный момент. Можно даже вести дневник. Так легче определить условия, при которых проблема не возникает или теряет свою остроту. Если не получается изменить поведение ребенка, то следует изменить свою реакцию на него, ведь сложные дети часто работают на публику. Кроме того, не старайтесь решить проблему одним махом. Вносите незначительные изменения в ежедневную деятельность. При постоянно повторяющейся проблеме легко забыть об отношениях с ребенком. Но ведь проблема не в ребенке. Это его поведение создает проблему. Поищите новые способы реакции, измените тактику, когда процесс изменений стопорится.

Некоторые проблемы слишком велики, чтобы справится с ними в одиночку. Профессиональная помощь потребуется, когда риску подвергается семейное благополучие. Например, в ситуациях с физическим насилием, депрессиями, нанесением себе повреждений и при расположенности к суициду. Далее автор в общих чертах разбирает эти ситуации.

Часть 6. Приложение для учителей. Мне раздел показался полезным, потому что заостряет внимание на том, что необходимо искать подход к сложным детям в коллективе. Совместные усилия родителей и учителей ускоряют прогресс и помогают эффективнее решать проблемы в каждом конкретном случае.

Резюме: В целом книга довольна любопытна. Классификация детей по типам и стратегии для родителя показались мне необычной и имеющей практическую пользу. В остальных разделах больше теории, но она тоже адаптируется под нужды родителей сложных детей. Оптимизм автора и то, что он на стороне родителей, явно облегчает задачу взаимодействия с такими детьми. Кроме того, многим родителям приятнее думать, что их ребенок — это будущий Ганди, Маргарет Тэтчер или Александр Македонский, чем просто избалованное ими донельзя невыносимое создание. Очень радостно, что американские психологи занимаются такими детьми, подчеркивая их достоинства, а не списывают их со счетов из-за их неудобности. Места раздражали общие рассуждения и не совсем логичная структура. Но вполне готова рекомендовать ее для ознакомления всем родителям школьников и подростков.

Материал также размещается на портале «12 объятий»

https://www.12momshugs.ru/

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, кликнув на его название.