Рынок для лимонов

Представьте, вы - хотите продать свой автомобиль, машина в отличном состоянии и вы просите за нее высокую цену. Однако... Интерес покупателей - слабый, а те кто обращается - предлагают мало! В результате вы снимаете машину с продажи, или продаете со скидкой, или продажа растягивается на месяцы (по сути это комбинация вариантов - вы теряете и время и деньги (хотя бы в виде расходов на авто)! Это иллюстрация явлений описанных в работе "The Market for "Lemons" (1970) лауреата Нобелевской премии по экономике Джорджа Акерлофа. Работа исследует асимметрию информации на рынке подержанных автомобилей (лимонами в США называли - автохлам, плохие подержанные машины). Суть в том, что владельцы автохлама готовы продать свои машины дёшево и таким образом снижают среднерыночную цену. Покупатели не могут определить качество и ориентируются только на цену, высокая цена становится для них необоснованной. Таким образом автохлам вытесняет с рынка хорошие автомобили.

Другой пример, люди, которые по каким-то причинам срочно продают новый автомобиль, только что купленный в салоне. Они не смогут получить за него полную стоимость, хотя качество машины ничем не отличается от салонной. Покупатели не знают о качестве и не готовы платить полную стоимость, ведь по полной стоимости они могут приобрести машину в салоне с гарантированным качеством. 

Конечно, как и любая экономическая модель, все это некоторое упрощение, однако необходимое для работы с массовыми явлениями. 

Важным следствием из этого является необходимость посредников, которые могут определить качество автомобиля и таким образом точнее его оценить. К таким посредникам относятся и "разбирающиеся" знакомые, и автосервисы и эксперты-подборщики. Причем при правильной работе такие посредники выгодны и продавцу и покупателю. На это же указывали критики Акерлофа, говоря, что рынок подержанных автомобилей функционирует и полного вытеснения хороших машин не происходит именно благодаря наличию посредников.