50 подписчиков

"Перемётное кресло" Аполлинария Васнецова

Люблю искать прототипы. Корни вдохновения. Откуда художник это взял, как применил, что переосмыслил, где добавил своё? Каждый выбирает то, что ему близко, и на его основе создаёт новое. Так живёт искусство, из поколения в поколение. У любого творения есть своя причина.

Вот стул. Или кресло? Кто знаком с историей мебели, заметит ещё и перемётную конструкцию на шарнирах. Интересная получается скамья – на одного человека! Перемёт превратился в подлокотники, мягкая обивка покрыла спинку и сиденье. 

Аполлинарий Васнецов. Эскизный проект кресла. 1900-е годы
Аполлинарий Васнецов. Эскизный проект кресла. 1900-е годы

Тот, кто проектировал этот предмет, хорошо знал, как выглядят древнерусские стулья и кресла XVI и XVII веков. Основу с ногами прямоугольного сечения, а также трансформируемую спинку, автор взял от древнерусской перемётной скамьи.

Одноместная скамья с перемётом. Конец XVI века
Одноместная скамья с перемётом. Конец XVI века

От неё же взял мотив резного орнамента и форму стоек, к которым крепится перемёт. Взял как идею, но переработал и конструкцию, и декор основательно.

Для удобства добавил мягкие кожаные вставки (на дворе-то, чай, уже XX век), которые, в принципе, мог подглядеть где угодно, но, вероятнее всего, у русских кресел конца XVII – начала XVIII века, когда кожа и бархат уже прочно обосновались на мебели для сидения. Я привела иллюстрацию наиболее подходящего по стилю предмета, хотя примером могли бы служить кресла и других силуэтов.

Кресло с кожаной обивкой. Конец XVII века
Кресло с кожаной обивкой. Конец XVII века

На этом же фото посмотрите на точёные ножки, которые, вероятно, натолкнули художника на соответствующие элементы в своём проекте.

Мне очень нравится увеличенный в масштабе резной орнамент, смотрится роскошно! И классные набалдашники на углах спинки: функциональная часть и украшение одновременно (но эта находка изначально древнерусская).

Люблю искать прототипы. Корни вдохновения. Откуда художник это взял, как применил, что переосмыслил, где добавил своё? Каждый выбирает то, что ему близко, и на его основе создаёт новое.-4

Ну что, друзья, осталось хорошенько запомнить имя талантливого автора?..

АПОЛЛИНАРИЙ

МИХАЙЛОВИЧ

ВАСНЕЦОВ.

Не тот, который написал "Богатырей" и "Алёнушку" – это Виктор, а его младший брат. Тот, который знаменит видами средневековой Москвы.

Где кресло стояло и зачем ему перемёт в XX веке, расскажу как-нибудь позже, когда побываю в музее-квартире Аполлинария Михайловича и отфотографирую готовый экземпляр.

Текст: Дарья Филиппова (Interior Writer)

Люблю искать прототипы. Корни вдохновения. Откуда художник это взял, как применил, что переосмыслил, где добавил своё? Каждый выбирает то, что ему близко, и на его основе создаёт новое.-5

Читайте также: