Журналистика или пропаганда?

29 August 2020
<100 full reads
3 min.
146 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 64% of the total page views
3 minutes — average reading time

Порой кажется, что журналистику невозможно сейчас отличить от пропаганды. "Наши смелые журналисты против их проплаченных пропагандистов" - давно штамп. Но всё ж должны быть различия!

Какие? Давайте подумаем.

Пропаганда двигает

Слово "пропаганда" к нам пришло из латыни, оно пошло от организации Congregatio de Propaganda Fide (Конгрегация распространения веры), созданной папой Григорием XV в 1622 году. И в католических странах это слово не имеет негативной окраски, как до последнего времени не имело такой окраски и у нас (см. БСЭ). Понятие "пропаганда эта плохо" пришло к нам от протестантов-англосаксов.

Что делает пропагандист? Он "двигает" какую-то идею. А значит - он, без вариантов, делает выбор за своего читателя или зрителя. Ну, как на плакатах времен войны.

Плакат не дает выбирать. Это война.
Плакат не дает выбирать. Это война.
Плакат не дает выбирать. Это война.

Об этом когда-то хорошо сказал мой любимый Евгений Леонов в "Белорусском вокзале": "Понимаешь, я вдруг на минуту почувствовал себя как на фронте. Все ясно: вот враг, рядом свои, и наше дело правое."
Еще можно вспомнить знаменитое высказывание Алексея Навального как раз на эту тему: "вы не рефлексируйте, вы распространяйте!"

Впрочем, пропаганда может быть и в совсем мирных делах - та же пропаганда здорового образа жизни. Но всегда у неё есть отличительный признак: "все уже решено, выбор сделан!". С этим выбором можно согласиться или нет, но в пропагандистских материалах нет места для дискуссий, они черно-белые.

Другим эффективным признаком пропаганды является нагнетание эмоций. Человек так устроен, что при переживании сильных эмоций логика отключается, сильные эмоции - руководство к действию!

Журналистика - информирует

Но не всегда ж идет война? Когда войны нет - открывается пространство для дипломатии, политики, поиска общих решений. Появляется возможность журналистики (от франц. "ежедневные известия").

Как следует из названия, задача журналистики - не продвижение какой-то позиции, а на информирование. А значит здесь происходит рассмотрение нескольких вариантов, нескольких позиций. Понятно, что люди (а журналисты - тоже люди) не бывают беспристрастны, но в хорошей журналистике всегда показаны аргументы нескольких сторон, указаны ограничения используемых подходов.

Главный признак журналистики - она не делает выбор сама, она предоставляет его читателю (зрителю). Другой эффективный признак журналистики - факты и цифры, которые она дает, проверяемы - указан их источник. Вот, например, в английской статье о возможных фальсификациях на голосовании по Конституции, журналисты приводят и мнения критиков методики, и её методические ограничения по применимости.

Как видите, приведены источники информации для возможности самостоятельной  её проверки.
Как видите, приведены источники информации для возможности самостоятельной её проверки.
Как видите, приведены источники информации для возможности самостоятельной её проверки.

В чем задача журналистики? Дать людям максимально объективную картину мира чтоб они уже сами могли принять решение. Понятно, что чем больше людей реально задействовано в системе управления государством, тем объективная журналистика важнее.

Если управление жестко централизовано и от людей "снизу" ничего не зависит - журналистика не нужна.

Журналистика против пропаганды?

Как пример эффективного отличия пропаганды от журналистики можно вспомнить варианты описания событий недавнего конфликта:
"Славянск освобожден украинской армией" - пропаганда.
"Славянск оккупирован украинскими карателями" - пропаганда.
"По сообщениям наших корреспондентов, Славянск заняли украинские войска" - а вот это уже журналистика.

Итак, признаки пропаганды: однозначность, эмоциональность, непроверяемость.
Признаки журналистики -
показ нескольких точек зрения, цифры, факты и сравнения, проверяемость.

Но всегда ли журналистика это хорошо? Конечно, нет. Во время войны (в том числе - информационной) или чрезвычайной ситуации, когда для победы над врагом или стихией нужны сочетанные действия многих людей под единым управлением, направленная на рассмотрение проблемы с разных сторон журналистика может быть смертельно опасной. Она сильно замедляет реакцию общества, чувствительна к враждебной пропаганде и может привести к поражению.

Пропаганда оправдана во время войны (возможно - информационной), при быстром централизованном управлении
Пропаганда оправдана во время войны (возможно - информационной), при быстром централизованном управлении
Пропаганда оправдана во время войны (возможно - информационной), при быстром централизованном управлении

Как писал Борис Акунин во время недавнего карантина: "Мы сейчас на войне. На войне нормально знать, где находится бомбоубежище, какая сторона улицы более опасна при артобстреле и как оказывать первую помощь раненым. А кричать «Спасайся кто может!», «Нас окружили!», «Караул, мы все пропали!» — это преступление."

В то же время замена журналистики пропагандой лишает общество и государство возможности обратной связи в виде обсуждения и критики его решений. Потеря же обратной связи приводит к тому, что система "идет вразнос" и теряет управляемость.

Чем больше граждан удается эффективно задействовать в управлении государством - тем лучше это государство управляется... но только если есть время для того, чтоб все обсудить и принять решение и все те, кто участвуют в обсуждении, желают государству процветания, а не уничтожения.

Для всего на свете есть своё время своё место.
Важно его правильно определить.