Кафка в онлайне

Кафка в онлайне

Как воронежский театр показывал спектакль «К. Рассказы» в прямом эфире

25 марта состоялась онлайн-трансляция Никитинского театра. Это была не запись постановки, а реальное творчество «здесь и сейчас».

Актеры играли в пустом зрительном зале. Кланялись в конце тоже в пустоту, а за экранами мониторов в это время тысячи зрителей смотрели за своими артистами, переживали, делились своими впечатлениями в комментариях в чате. Со времени начала самоизоляции вся наша жизнь стала похожа на киберпанк с подменой реальности, и искусство тоже активно включилось в такое виртуальное «путешествие».

Кафка в онлайне

Возможно, «К. Рассказы» - один из тех спектаклей, которым пустой зрительный зал не помешал. С самого начала все происходящее на сцене немного напоминало фильм. Абстрактный, замысловатый, музыкальный, пронзительный. В постановке как будто нет четкого сюжета, хотя она основана на рассказах Франца Кафки: «Мост», «Новые лампы», «Верхом на ведре», «Окно на улицу», «Дорога домой» и других. Режиссером спектакля выступил Николай Русский, а это тот художник, который любит экспериментировать и каждый раз удивляет зрителя и даже шокирует.

«Непонятно, но красиво», - так и вертелось у меня в голове. А еще периодически: что здесь происходит, и я не могу, когда одновременно поют и разговаривают. Только сходила на кухню навести себе чай, вернулась, а там уже что-то удивительное. Однозначно, это зрелищный спектакль, который безумно интересно посмотреть в реальности. Но вот ожидать того, что там будет все ровно, гладко и понятно, по-моему, не стоит. Нужно быть готовым к тому, что происходящее на сцене будет как минимум необычным. И, возможно, вам очень захочется подпевать мистической колыбельной, которая звучит в спектакле.

Кафка в онлайне

Центральная фигура появляется на сцене вначале и в конце. Кафка с чемоданом в руках, шляпе и пальто. Одинокий, сосредоточенный, смотрящий вдаль творец. А вокруг него жизнь кипит, разыгрываются все новые и новые сюжеты. Он подходит к микрофону, но его как бы не слышат. Рядом с ним другие персонажи: диковинные и слегка комичные.

Здесь и мужчина в спортивных шортах с усиками на лице, чем-то смахивающий на Фредди Меркьюри, и тургеневская барышня в очках, с кипой бумаг в руках. Рядом артист балета, упражняющийся в па, девушка в пестрой одежде с птичьей маской на лице и мужчина в костюме, который куда-то все время спешит– все они перемещаются по сцене и поют. Будут там и мальчик, и рыбак, и загадочная дама в алом платье, и даже снежный человек. На протяжении всего спектакля появляются новые герои. Кто же все эти люди? Может быть, это персонажи его рассказов, а возможно, что и части личности самого автора.

Хотя грань между переходами рассказов в спектакле стирается, все-таки их названия проецируют на экране, как будто на проекторе. Самая поражающая воображение сцена – момент с гигантской раковиной, внутри которой стоит человек с куском мяса в руках и венцом на голове. Можно подумать, что тут есть даже некий отсыл к библейским сюжетам. Потом мясо запекают и съедают. А в конце спектакля зритель снова видит Кафку с чемоданом в руках. Он танцует, как и все персонажи, которые были в самом начале. Небольшая пауза, мурашки по коже, актеры кланяются в пустой зрительный зал.

Спектакль получился еще более необычным, чем я от него ожидала. Вернее даже не думала, что он будет именно таким. Никитинский умеет удивлять – это точно. И не боится ставить смелое, глубокое и современное.