"Аврора" в Цусимском сражении

Главным событием в истории крейсера «Аврора» считается холостой выстрел, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца в ходе Октябрьской революции.

О главном же военном событии в истории крейсера — участии «Авроры» в трагическом для русского флота Цусимском сражении — известно значительно меньше.

Корабль, спуск которого на воду состоялся 24 мая 1900 года в присутствии императора Николая II, был принят в состав русского флота в июне 1903 года и к моменту начала русско-японской войны был одним из новейших и обладал следующими тактико-техническими элементами:

Класс: крейсер I ранга
Тип: КРI "Паллада" (1899 г.)


Водоизмещение полное: 6731,3 т
Размерения:
Длина полная: 126,8 м
Ширина наибольшая: 16,8 м
Осадка средняя: 6,4 м
Скорость максимальная: 19,2 уз
Дальность плавания: 4000 миль со скоростью 10 уз

Главная энергетическая установка
(1903 г.):
- общая мощность на испытаниях 11610 л.с.
- число и тип паровых машин 3 вертикальные тройного расширения
- число и тип котлов 24 котла Бельвиля модели 1894 г.
Двигатель : три 3-лопастных винта (до 135 об/мин)

Запас топлива (угля):
нормальный: 912 т
максимальный: 1000 т

Экипаж всего: 570 чел
из них офицеров: 20 чел

Бронирование:
Палуба 38 мм;
скосы палубы к бортам от 50,8 до 63,5 мм;
боевая рубка 152 мм;
кожухи котельных отделений 38 мм;
снарядные элеваторы 38 мм

Вооружение:

Артиллерийское на 1903 г.:
8х1 - 152-мм орудий системы Канэ (1414 боекомплектов);
24х1 - 75-мм Канэ (6240 патронов);
8х1 - 37-мм Гочкиса (7800 патронов);
2 - 63,5-мм десантных орудия Барановского (1440 патронов)
Артиллерийское на 1917 г.:
14х1 - 152-мм орудий системы Канэ;
6х1 - 76,2-мм зенитные пушки системы Лендера
Масса металла, выпускаемого орудиями с одного борта: в бортовом залпе - 267 кг; за одну минуту - 652 кг

Торпедное:
1 надводный ТА;
2 подводных ТА
боезапас - 8 торпед типа "1898"

Минное:
35 мин 254-мм калибра (с 1915 г.: 150 мин типа "1908")

Противоминное:
противоторпедные сети

Приборы управления стрельбой:
ПУАО системы Н. К. Гейслера,
2 - 1,4-м дальномера системы Барра-Струда

Штурманское вооружение: (основное)
2 - 10-дм главных магнитных компаса,
4 - 7,5-дм путевых магнитных компаса

Гидроакустическое вооружение:
с 1916 г.: станция звукоподводной связи "Фессенден"

Бой при Цусиме

Все крейсеры отправлялись к Тихому океану, где уже назревал военный конфликт с Японией. «Аврора» вышла из Кронштадта 25 сентября 1903 года. Экипаж крейсера включал 559 человек. Им командовал капитан 1-го ранга И.В. Сухотин. В Средиземном море корабль вошел в состав отряда контр-адмирала А.А. Вирениуса, под командованием которого находилось несколько миноносцев, крейсер «Дмитрий Донской», броненосец «Ослябя», крейсер «Дмитрий Донской» и несколько вспомогательных кораблей. Однако отряд опоздал на Дальний Восток. По прибытии в африканский порт Джибути стало известно о ночном нападении японских войск на порт-артурскую эскадру. Так началась война.

«Аврора» возвращается в Кронштадт 5 апреля 1904 года. Здесь она вошла в состав 2-ой Тихоокеанской эскадры, которой командовал вице-адмирал Рожественский. Он готовился к отправке на Дальний Восток. Шесть из восьми орудий «Авроры» прикрывают броневыми щитами. Это сделано из-за того, что осколки фугасным снарядов уничтожали личный состав кораблей. Командиром корабля назначают капитана 1-го ранга Е.Р. Егорьева.

2 октября 1904 года «Аврора» в составе эскадры отправляется к Цусиме. Тогда крейсер входил в отряд кораблей контр-адмирала Энквиста. Четыре русских крейсера не справлялись с задачей, так как они противостояли сначала восьми, а затем и шестнадцати японским кораблям. Но к ним подошла колонна наших броненосцев.

В начале сражения 14 мая «Аврора» шла 2-ой после флагманского «Олега».

В 14:30 отряд вступил в бой с третьим и четвертым японскими отрядами. Через полтора часа крейсер попал под огонь 2-х японских кораблей из первого отряда и получил серьезные повреждения. Дополнительно Аврора вступает в сражение с пятым японским отрядом.

В 16:30 «Аврора» вместе с отрядом уходит под защиту русских броненосцев. А еще через час она уже принимает участие в последней фазе боя. В результате этого сражения в корабль 10 раз попадали большие снаряды, а экипаж понес потерю в количестве 15 человек. 83 человека были ранены. Погиб и капитан корабля. Командование на себя принимает капитан 1-го ранга Е.Р. Егорьев. В результате всего боя «Аврора» получила 37 пробоин. В безрезультативных попытках уйти на север, корабли «Олег» и «Аврора» ушли в нейтральный порт Манила, расположенный в Филиппинах. Позднее к ним присоединился крейсер «Жемчуг». А 27 мая 1905 года корабли были интернированы до конца войны американскими властями.