Найти тему

«Хранители» против «Хранителей»

Культовый комикс и его экранизация. Рубрика "Книга лучше?", выпуск восьмой.

О графическом романе Алана Мура и Дэвида Гиббонса «Хранители» (Watchmen) сказано уже много. Собственно, в среде любителей комиксов он уже давно стал мемом благодаря тому, что деконструировал жанр историй о супергероях, показав мстителей в масках неидеальными, а порой весьма неприятными и опасными для окружающих субъектами. Вдобавок подняв много болезненных социальных, политических и философских вопросов: от проблемы существования Бога до допустимости насилия ради установления мира на планете.

Чего тут удивительного? В наше время, когда комиксы давно перестали быть примитивным бульварным чтивом, а супергерои все чаще предпочитают стиль «кэжуал» вместо попугайских трико – ничего. Но «Хранители» вышли в 1987 году, а это все меняет. Я, как типичный российский читатель и зритель, узнавший о «Хранителях» во второй половине двухтысячных, даже представить себе не могу, какой сенсацией они стали в свое время, если и сейчас воспринимаются как актуальное и провокационное произведение.

В мире этого комикса супергерои – не носители сверхсил, а обычные тренированные люди (хотя некоторые из них используют гаджеты своего изобретения). Кроме Доктора Манхэттена – он, напротив, почти бог по своим возможностям. Геройствовали герои с 1930-х годов, сменилась пара их поколений, а затем их геройства запретили. Не всем нравилось, что по улицам ходят люди, наплевавшие на закон и творящие справедливость так, как сами ее понимают. Не нравилось это даже полиции, которая на фоне замаскированных линчевателей выглядела не слишком эффектно, а порой и в эффективности уступала, но зато чаще всего соблюдала права граждан. На которые супергероям, понятное дело, было пофиг. Все это в конце концов надоело правительству США и «лавочку прикрыли». Действующие на тот момент замаскированные мстители разбрелись кто куда – Комедиант стал киллером на службе государства, Ночной Филин II (да, второй по счету), Озимандия, Доктор Манхэттен и его супруга Лори (Шелковая Тень II) вернулись к мирной жизни, а непримиримый Роршах, понятное дело, непримирим: продолжает бегать по ночным улицам, бить гопников и душить маньяков.

Первое поколение героев - "Ополченцы".
Первое поколение героев - "Ополченцы".

История начинается с того, что Комедианта находят мертвым – кто-то разгромил его квартиру и выбросил самого хозяина в окно. Роршах берется расследовать убийство бывшего соратника. У Эдварда Блейка (настоящее имя Комедианта) было полно врагов, но чутье детектива подсказывает Роршаху – опасность теперь угрожает всем отставным героям. Время покажет, что он был близок к истине.

Роршах и Ночной Филин. Не слишком теплая встреча старых друзей.
Роршах и Ночной Филин. Не слишком теплая встреча старых друзей.

Слово «герои» в отношении центральных персонажей этой книги так и тянет написать в кавычках. Если первое поколение мстителей в масках еще можно было бы посчитать настоящими защитниками справедливости, то текущее – очень своеобразные личности. Для Ночного Филина (настоящее имя – Дэниел Драйберг) борьба с преступностью – в основном, способ самоутверждения, хобби, как и конструирование гаджетов. Костюм совы нужен ему в первую очередь для того, чтобы сбежать от себя, преодолеть неуверенность в себе; а цель ночных вылазок – получение дозы адреналина. Справедливость и благо общества его интересуют, в общем-то, слабо. Лори Юспешик профессия «воительницы» досталась по наследству –мать хотела, чтобы дочь превзошла ее на «геройском» поприще. Чего хотела сама Лори – у нее никто не спрашивал. Комедианта с классическими супергероями объединяет только костюм (пародия на костюм Капитана Америки из Марвел) – на самом деле он беспринципный и жестокий наемник, нигилист, верящий только во власть насилия. Не сильно отличается от него и Озимандия (настоящее имя – Адриан Вейдт) – только, если Блейк осознанно творил зло, не прикрываясь высокими идеями, Вейдт уверен, что вправе вершить чужие судьбы во имя «добра». Доктор Манхэттен все дальше от человеческой реальности – существо, способное пережить атомный взрыв, телепортироваться в любую точку Солнечной системы и прогуливаться по поверхности Солнца уже не интересуют проблемы преступности, внутренней и внешней политики. Ну а Роршах, конечно, помешан на справедливости и ненавидит преступников – но вот его методы ведения расследований далеки от гуманизма, не говоря уже о его политических взглядах.

Доктор Манхэттен. И полубога можно вывести из себя.
Доктор Манхэттен. И полубога можно вывести из себя.

При всем этом «герои» Алана Мура – не злодеи. Нет, это просто люди (даже Манхэттен, ибо не выдержал груза божественных полномочий). Каждого из них можно понять, сочувствовать им, а иногда даже восхищаться ими. Но ни один не выглядит, как пример для подражания или идеал: в каждом сплелись добро и зло, и одно является следствием другого.

Ну и, конечно, проблематика. Помимо очевидного вопроса о том, можно ли построить счастливый мир на костях, или же утопия не стоит и слезинки ребенка, мимоходом «Хранители» заставляют задуматься о разном. Например, о превратностях любви и о том, как «ложь во спасение» однажды может разрушить человеческую жизнь – на примере биографии Лори. Или о сущности времени и месте человека во Вселенной – что важнее, мертвые камни, которым миллиарды лет, или эфемерная человеческая жизнь, уникальная в своей индивидуальности? Может быть, жизнь изначально не была важна для мира, но появление разума сделало ее самой главной из существующих вещей, важнее и ценнее пустых межзвёздных бездн и чудовищных энергий космоса? Или все же есть великий часовщик, и человечество – не плод случайного стечения обстоятельств? Кстати, именно вопрос о «часовщике», создавшем механизм нашего мира, который задает себе Доктор Манхэттен, сам Алан Мур в одном из интервью назвал центральным вопросом произведения.

В каком-то смысле «Хранители» – это реквием по самой идее супергероя, крушащего направо и налево небоскребы во имя добра и справедливости. Ибо в своем наивном романтизме носители трико и масок позабыли, что вот этих самых «людишек», которые копошатся у подножия их геройских пьедесталов, они и клялись когда-то защищать. Конечно, в классике комиксов было не так, но в реальной жизни возникла бы именно такая ситуация. А может быть, уже возникла – разве мы не видим каждый день, как «сильные мира сего» пытаются «осчастливить» нас против нашей воли?

Экранизация, поставленная небезызвестным Заком Снайдером, вышла в 2009 году. Именно благодаря ей российские любители фантастики и познакомились с графическим романом Мура и Гиббонса. Нарисованные истории в нашей стране никогда не были особо популярны и появлялись в основном к выходу той или иной экранизации. Ситуация изменилась только в 2010-х годах, когда в России понемногу стала развиваться своя индустрия комиксов. И все же чаще всего поводом для издания той или иной франшизы и сейчас является выход кинокартины или сериала по мотивам. Так что осознание российским читателем культового статуса «Хранителей» – это заслуга и создателей фильма.

Фильм, на мой взгляд – практически идеальная экранизация. Он буквально оживляет на экране комикс, бережно сохраняя исходный материал. Да, Снайдер позволил себе немного сместить акценты, убрав побочные сюжетные линии обычных людей – в фокусе повествования фильма только супергерои. И это отчасти смазывает трагизм финала, не давая зрителю почувствовать всю кошмарность произошедшего. Но увы – хронометраж не резиновый, да и зритель все же пришел на фантастический боевик, а не на драму из жизни пролетариев, чернокожих и ЛГБТ. Sad but true, как говорится – если ты не снимаешь артхаус за копейки, на пусть небольшие, но уступки массовым вкусам идти придется. Зак Снайдер все же не из тех высоколобых творцов, что находят особое удовольствие в том, чтобы быть непонятыми.

Филин, Шелковый Призрак и Роршах лично убеждаются в том, что правда порой так ужасна, что ее лучше не знать.
Филин, Шелковый Призрак и Роршах лично убеждаются в том, что правда порой так ужасна, что ее лучше не знать.

Финал тоже немного изменен, но скажу крамольную вещь – более реалистичный вариант катастрофы по Снайдеру, мне кажется, даже убедительнее, чем ктулхианское вторжение по Муру.

В общих же чертах более подробной и точной экранизации комикса я не видел. Подбор актеров очень удачный – при том, что особо раскрученных знаменитостей тут нет (исключая разве что Патрика Уилсона в роли Ночного Филина). Только Мэттью Гуд странновато выглядит в роли Озимандии: комиксовый Вейдт в отличной форме, но его возраст все же заметен, а киношный смотрится едва ли не юношей. Впрочем, это только подчеркивает его характер.

Озимандия из комикса и из фильма. С сайта comicicons.wordpress.com.
Озимандия из комикса и из фильма. С сайта comicicons.wordpress.com.

О спецэффектах… а что о них говорить? С современными технологиями исключениями бывают, как правило, плохие спецэффекты. Даже в слабых фильмах сейчас картинка что надо.

Драки в фильме поставлены отлично, никакой трясущейся камеры.
Драки в фильме поставлены отлично, никакой трясущейся камеры.

Отдельно стоит похвалить саундтрек, создающий идеальную атмосферу. Песни подобраны исключительно в тему и с большой иронией.

Так что на этот раз экранизация полностью достойна своего великого первоисточника. Из нестандартного и неглупого комикса Алана Мура Зак Снайдер сделал нестандартный и неглупый КИНОкомикс. К сожалению, в прокате фильм собрал не так уж и много. Хотя о чем сожалеть? Продолжения не планировалось*, да и не нужно, а от критиков и настоящих ценителей «Хранители» получили справедливо высокую оценку, став «канонизированной» классикой жанра. Итак – ничья, шедевральная экранизация одного из лучших комиксов в истории.

*(Хотя продолжение таки сняли, но не фильма, а комикса, и не полнометражку, а сериал, но это уже, как говорится в одной телепередаче, совсем другая история…)

Оценка книге - 10 из 10. Оценка фильму - 10 из 10.

Другие выпуски рубрики "Книга лучше?":

"Ловец снов" против "Ловца снов"

"Дракула" против "Дракулы"

"Бюро корректировки" против "Меняющих реальность"

"Лангольеры" против "Лангольеров"

"Секретное окно, секретный сад" против "Тайного окна"

"Мечтают ли андроиды об электроовцах?" против "Бегущего по лезвию"

"Оно" против "Оно"