Ребёнка можно научить читать разными способами: тупо талдыча алфавит, водя пальцем по тексту и читая, периодически приговаривая, вот видишь - "ко - тё -нок Гав". А можно мягко подвести его к самостоятельному чтению, играя в интересные игры с самого раннего возраста.
Одна из главных задач - научить ребёнка соотносить звук и букву. В этом хорошо помогает методика Домана, когда ребёнку показывают слова на карточках, проговаривая их. Ребёнок запоминает, что слово [пен'] пишется "пень" и что"жук" и "зуб" начинаются с разных букв.
Недостаток этого метода заключается в специфике русского языка с его множеством словоформ. Человек не в состоянии запомнить все виды одного слова, он потом научиться их сам составлять и читать. Именно читать: составлять из множества написанных букв глазами (точнее мозг это делать будет) целое слово.
А сначала ребёнку можно помочь научиться читать, не отбив у него при этом интереса, с помощью весёлых и несложных игр.
1. Поймай букву.
Взрослый или ребёнок, если он уже знает алфавит, загадывает букву. Затем взрослый начинает называть ряд слов, совершенно разных, в том числе, начинающихся на загаданную букву. Когда ребёнок слышит её, то должен хлопнуть в ладоши.
Пример: буква "В".
Родитель: кто, сегодня, разлил, на, кухне, Воду.
Или проще: огурец, капучта, виноград, картошка, абрикос, вонючка.
Ребёнок может поменяться местами со взрослым и тогда уже взрослый должен хлопать в ладоши. Ошибаться разрешается и даде поощряется.
Для усложнения букву можно спрятать в середину слова.
Пример: огурец, цВеток, капуста, сВёкла.
2. Словесная цепочка.
Самая простая и сасая любимая игра. Дети и родители (соседи, друзья, родственники через 5-е колено) по очереди называют существительные на выбранную букву.
Пример: буква "А": Астра, арбуз, абрикос и т.д.
Не думайте, что слов на "А" много. Заканчиваются быстро. Проверено.
3. Словесные "города".
Это просто и понятно: корж-жор-рыба-астрология и т.д.
4. Я вижу что-то на букву...
Отлично играть на улице. Ведущий загадывает предмет и говорит: "Я вижу что-то на букву "Л"". А другие должны угадать, что загадал ведущий: лес, лейка, лепесток и т.д.
Самое замечательное, что в таких играх нет учителя и ученика. Все играющие равны: сначала взрослый загадывает, потом, ребёнок.
5. Что я люблю
Суть игры в том, чтобы деть назвал то, что он любит, но это должно начинаться на буквы его имени.
Пример: Иван любить играть и изюм.
Маша любит мишку, мотоциклы и малину.
Когда имена у ребёнка закончатся (подозреваю, что это случится быстро, если только вашего ребёнка не зовут Иккинг Кровожадный Карасик III Надежда и Опора наследный принц племени Лохматых Хулиганов), то можно так перебирать имена всех членов семьи, близких, а также дальних родственников.
Думаю, на первое время игр хватит. Продолжение следует...
Здесь можно почитать о детских сказках (и комментарии, там тоже интересно)